Перейти к содержанию

Сокровище чистоты и благодати. Поучения святых старцев


mahaprema

Рекомендуемые сообщения

  • Ответов 1,1 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    672

  • Елена Волкова

    154

  • Purusha

    82

  • Svetlana Sh

    44

Топ авторов темы

Изображения в теме

Любовь в действии.

Батюшка Лонгин, герой фильма "Форпост", приютивший 405 детей,

в том числе множество инвалидов,

призывает к подвигу усыновления сирот.

Это надо обязательно услышать.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Интервью с практкующим "Иисусову молитву"

 

Цит. по Иеромонах Дорофей. Коневица /http://www.ihtus.ru/92003/mol1.shtml
 
Я провел в Коневице, на дальнем севере, несколько недель в 1951 году, живя, 
как отшельник, в избушке, в лесу. Стоял конец июля. Дни были теплые и 
солнечные. Леса и озера, озера и леса. Монастырек был небольшой и братия 
малочисленная и в летах. Были среди иноков люди высоко-духовные. Из них я 
помню лучше всех отца Дорофея. Я спросил его раз: 
- Как достичь мира духовного? 
- Нужно угомониться, - ответил отец Дорофей, улыбаясь. 
- Что значит угомониться? – переспросил я. 
- А вот что. Когда я был молодым послушником на Валааме, старец мой, 
которому я прислуживал, сказал мне раз: «Димитрий, трудно тебе будет 
угомониться. Больно у тебя нрав веселый и подвижной. А не угомонишься, не 
достигнешь чистой молитвы, не к чему будет тебе и монашество». Вот я и 
спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?». Старец мне 
ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждешь осени, когда 
работы на полях будет меньше». «Верно, батюшка». «Ну, а осень придет, 
будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут, будешь ждать весны, а 
там Пасху – светлого Христова Воскресения?» - «Правда, отче». «Вот ты 
сейчас послушник, а, поди, ждешь того времени, когда будешь рясофором?» - 
«Да, батюшка». «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там 
иеромонашества. Вот это и значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе 
будет все едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник 
ты или схимник, а будешь ты жить сегодняшним днем, ибо «довлеет дневи 
злоба его», не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле 
Божией, вот ты и угомонишься». Много лет прошло, принял я мантию, 
получил иеромонашество и все ждал чего-то. Перевели на кошевара. Не хотел, 
а пришлось подчиниться. Ну, а уж как сюда перевели, то шел весело, а иные 
плакали. На все воля Божия. Если будешь принимать волю Божию благодушно 
и с любовью, а своего чудачества не ждать, вот ты и угомонишься. Только вам 
еще далеко это, Сергей Николаевич. Вы еще «своего ищете». Только без 
угомонения не достичь чистой молитвы! 
- Скажите, отец Дорофей, в чем чистая молитва? 
- А это молитва без помышлений, когда мысль не разбегается, внимание не 
разбивается и сердце твое бдит, т.е. устрашается или умиляется. Когда же ты 
молишься устами, а мысли твои далеко – то это не молитва. 
- А как стяжается чистая молитва? 
- Трудом, конечно. О молитве Иисусовой слыхали? 
- Да, слыхал. 
- И упражняться пытались? 
- Пытался. 
- И шло? 
- Плохо. 
- Вы не отчаивайтесь. Твердите себе и в свое время – придет. 
- А как знать, что достиг чистой молитвы? 
Отец Дорофей посмотрел на меня испытующе и спросил: «О старце Молдавском слыхали?». 
- Нет. 
- О нем пишет инок Парфений в своих «Странствиях». Поди, и его не читали? 
- Нет. 
- Прочтите, очень поучительно и полезно. Его раз Парфений и спросил о 
чистой молитве. Ну, старец Иоанн и ответил, что как стал он подвизаться в 
молитве Иисусовой, сначала с принуждением великим, а потом легче и легче. 
А потом у него навязалось и потекло как ручеек, молитва самодвижной стала; 
журчит и сердце умиляет. Ну и стал он от людей уединяться, на пустыньку 
ушел, не только мирянок, но и мирян перестал принимать, да и монахов редко. 
И появилась у него тяга к молитве непреодолимая. Когда Парфений стросил 
старца: «А что же есть молитва непреодолимая?», то отец Иоанн и отвечает: «А 
вот что есть молитва непреодолимая. Стану, говорит, я на молитву до захода 
солнца, а когда очнусь, то уже высоко солнце на небе, а я и не приметил».
Вот это и есть чистая молитва. 
- А скажите, отец Дорофей, сколь нужна молитва чистая для жизни 
деятельной, ну, например, миссионерской? 
- Очень полезна. Когда подвизается человек в молитве Иисусовой, то 
уподобляется он, скажем, липе в цвету. Когда нет цветов на липе, то и пчелы не 
прилетают. А как начала липа цвести, то аромат цветов ее привлекает пчел 
отовсюду. То же и с подвижником, утвердившимся в молитве Иисусовой. 
Аромат молитвы, добродетели, ею доставляемые, привлекают отовсюду 
добрых людей, которые ищут где поучиться. Кто живет во Христе, того Бог на 
руках Своих носит. Ни о чем не надо ему заботиться. Со всех сторон 
стекаются к нему добрые люди и хранят его, как зрак очей своих. 
Подвизающийся в молитве истинной под тенью Господней успокаивается. И ни 
о чем не заботится. Все само приходит. 
- А скорби бывают? 
- Как не бывать, но и они обращаются в радости. Впрочем, вам этого еще не 
понять. Далеконько. Но придет в свое время. 
- Скажите, отец Дорофей, в миру можно спастись? 
- А почему нельзя? Царствие Божие внутри нас есть, когда мы в сердце нашем 
повергаемся пред Господом и возносим ему курение благовонной чистой 
молитвы. «Рассказы странника» читали? 
- Читал. 
- Ну и вы также действовать можете. Немытов Орловский богатый купец был, 
а оптинского старца Макария молитвенностью своей удивлял. Впрочем, и он, 
как вошел в силу, в своем собственном доме затворником стал. Кто с Богом 
жить стал и величие духовного увидел, тому трудно остаться в миру. Как орел, 
он парит высоко в небе и не может уподобиться курице, которая копошится на дороге. 
Мы сидели на скамеечке, на берегу тихого озера. По голубому небу плыли 
белые перистые облачка. Солнце садилось. Стволы высоких корабельных 
сосен горели, как золотые свечи, в лучах заката. Озеро все золотое, в зеленой 
рамке лесов, было, как зеркало. Всюду царила тишина далекого севера. 
- Вот, друг, - заметил отец Дорофей, - когда сердце Ваше уподобится 
сегодняшнему вечеру, его тишине и миру, тогда и озарит его свет незаходимого 
солнца – и уразумеете Вы тогда на опыте, что есть чистая молитва. 
- Скажите, отец Дорофей, - спросил я его после некоторого молчания, - как узнать волю Божью о нас? 
- Духовные отцы говорят, что самые обстоятельства жизни нам сие указывают, 
затем можно вопросить с верой, что делать, старца или вообще мудрого 
человека, а затем, по преклонению сердца. Помолись трижды Господу указать 
волю Его, вот в саду Гефсиманском молился Спаситель, и куда сердце преклонится, так и поступай.

post-3055-0-76194800-1421952840_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...
  • 2 месяца спустя...
СЕРДЕЧНОЕ ВНИМАНИЕ

 

post-3344-0-60158500-1429246199_thumb.jpg

 

Во всяком образе жизни преблаженна Жизнь, во всех делах и деяниях ведомая для Бога и по Богу. Стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце). Там имей ум свой, стараясь всячески обрести место, где сердце, чтобы обретши его, там уже всецело пребывал ум твой. Ум, подвизаясь в сем, улучит место сердца. Это случится, когда благодать даст сладость и теплоту молитвенную. С сего же момента и потом, с какой бы стороны ни возник и ни показался какой-либо помысл, прежде чем войдет он внутрь и помыслится или вообразится, ум тотчас прогоняет его оттуда и уничтожает именем Иисусовым, т.е.: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! С сего также времени ум человека начинает иметь злобу и ненависть к демонам, поднимает на них непрестанную войну и поражает. Прочее же, обыкновенно, последует за сим деланием с Божиею помощью, сам узнаешь из опыта посредством внимания ума и держа в сердце Иисуса, т.е. молитву Его. И некто из отцов говорит: «Сиди в келлии своей и она научит тебя всему».

 

~ Преподобный Симеон Новый Богослов 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Открыла для себя новое имя.

Инокиня Васса (Ларина) из Америки, очень хорошо говорит по русски,

с блестящим юмором, что необычно для монахов.

Здесь она говорит о влиянии интернета на современное народонаселение,

о том, что мы разучились читать вдумчиво, и из-за избытка информации

теряем чувствительность к прочитанному.

Прослушала с удовольствием, поэтому делюсь.

 

 

На сайте http://www.pravmir.ru/ есть несколько интервью с ней.

Интересно, что людей в разных религиях и конфессиях волнуют практически одни и те же вопросы.

Небольшой фрагмент:

 

"Об отвлекающих факторах. Один из советов, которым я следую сама – это раньше вставать. Можно ведь встать чуть пораньше – хоть на 15 минут пораньше. И если вы будете делать это утром, вы обнаружите, что со временем Вам будет даже хотеться встать чуть раньше. И это на самом деле здорово – зарядить, так сказать, батарейки рано утром.
Попробуйте, но не переусердствуйте в самом начале. Делайте по чуть-чуть: прочтите немного из Евангелия, всего несколько строчек, помолитесь Богу, пусть своими словами, вручите все в Его руки, все, что происходит. Можно молиться своими словами. Не думайте: «Да ну, я же не Иоанн Златоуст, какие слова у меня могут быть». Мы всегда возводим у себя на пути подобные препятствия. Сделайте чуть-чуть.
А второй совет, когда все это не поможет, потому что в жизни бывают времена, когда что-то происходит и мы просто не можем сосредоточиться. Когда ничего не помогает, просто примите эти отвлекающие факторы. Другими словами, молитесь как бы через них. Скажите: «Господи, вот я, отвлекшаяся. Вот я, вся рассеянная». Предайте все в Его руки. Вы всегда можете оседлать эту лошадь.
Я помню, как митрополит Виталий (не помню, какой он был по номеру у нас Митрополит в РПЦЗ), у которого была очень сильна молитвенная жизнь, однажды сказал: «Когда что-то не удаётся отогнать, отвлечения или иные помыслы, то возьмите и оседлайте эту лошадь. Например, даже если вы заняты добрым делом и вдруг чувствуете гордыню или тщеславие по отношению к тому, что делаете. Хорошо. Оседлайте эту лошадь и скажите: «Господи, вот, что я сейчас делаю – я предаюсь гордыни и тщеславию». Но вы оставляете это в руках Божиих. Вы не впадаете в отрицание, все в руках Божиих. Христос ведь сошел даже во ад. Ничего нет такого, нашего, что Его не касается".
 
 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще одна тема, объединяющая все духовные традиции - молитва.

В данном случае - Иисусова молитва.

 

 

post-3055-0-00527100-1430244320_thumb.jpg

post-3055-0-44840400-1430244327_thumb.jpg

post-3055-0-28038000-1430244337_thumb.jpg

post-3055-0-62500400-1430244352_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы же ещё путаем смысл слова «любить», это у нас всегда какое-то душевное влечение. А это не так, любить значит терпеть. Терпеть вот этого несчастного человека, которого обуяла злоба и ненависть, смотреть вот как он мучается, бедненький, когда он кричит, напирает, отталкивает. Надо понять, что ему ТЯЖЕЛО. Но надо знать, что вот это есть любовь, этого от нас Бог хочет.
- Петр Мамонов

 

10389042_597464663706267_799696297544721

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Видео-беседы о. Дмитрия Смирнова и Петра Мамонова перенесены в отдельную тему: https://www.sairam.ru/topic/11407/

Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная история о роли гуру

 

«Когда мне было 35 лет, матушка обратилась ко мне:

“Что же ты, Павлуша, всё сторонишься женщин?

Скоро и лета твои выйдут, никто за тебя не пойдет”.

За послушание я исполнил желание матери…

В этот день у одних знакомых давался званый обед.

“Ну, – думаю, – с кем мне придется рядом сидеть, с тем и вступлю в пространный разговор”.

И вдруг рядом со мной на обеде поместился священник,

отличавшийся высокой духовной жизнью, и завел со мной беседу о молитве Иисусовой…

Когда же обед кончился, у меня созрело твердое решение не жениться».

 

- Преподобный Варсонофий Оптинский
 
Надумали жениться, не обедайте с батюшками!
И наоборот  :wub:
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

История умалчивает, кто оказался с другой стороны? :)

Ежели тебе должно пройти путем семьянина, не увернешься, с кем не обедай? :)))

 

И есть великое благодарение Богу за то, что молитву можно творить в обыденности и повседневности мирских семейных буден. Вот уж где практика умного делания... Да и старцы об этом не раз писали.. 

 

Танюша, спасибо... Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кшама - наше всё.

________________________________________________

"Что касается терпения, то терпение — это добродетель, которая воспитуемая, и она требует волевых усилий. Вообще, все добродетели — это волевые вещи. И любовь — не тогда любовь, когда я весь, так сказать, пушистый, мягкий, добрый и на всех моргаю глазками - бусинками, всех люблю: эта любовь вообще ничего не стоит, если жёстче не выразиться. Любовь — это когда я никого не люблю, но заставляю себя делать дела любви. Я имею раздражение, ненависть, нетерпение, массу других сердечных эмоций, совершенно не вписывающихся в любовь, противоположных ей, однако я имею страх Божий и понуждаю себя на добродетель, и через силу, волевыми усилиями, делаю то, что делать нужно. Вот это уже имеет награду. Нельзя списывать добродетели на природное свойство: вот он добрый от природы и ему хорошо, вот он всех любит, потому что хорошим родился. Это всё ерунда, это вообще никакой цены не имеет. А цену имеет волевое усилие, направленное в сторону добродетели. Поэтому терпение — это воспитуемая вещь. Нужно просто волю включить: поменьше «сюськаться» над собой, поменьше сентиментальничать, поменьше обижаться, поменьше носиться с собой как курица с яйцом, поменьше вспоминать о минувших обидах. Вообще, поменьше носиться с собой, побольше включать режим терпения. Сама себе сказала: «Ну ладно, ну так пусть будет, слава Богу, что так. Буду терпеть то, что Бог дал. Слава Тебе, Господи!» И поехали дальше. Вот в волевом режиме вы приобретёте терпение, а иначе будете всю жизнь барахтаться в этой луже сентиментальности".
 
Протоиерей Андрей Ткачев
 
*****
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надумали жениться, не обедайте с батюшками!

И наоборот  :wub:

 

И наоборот: 

Не надумали жениться - не обедайте с батюшками,

Ведь они призовут к смирению, а к чему уж то приведет - одному Богу ведомо... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так получается, что бы ты не надумал, с батюшками лучше не обедать... 

А как же батюшкам быть самим? Так и обедать в одиночку, что ли?  :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Елена Волкова

Я бы с батюшкой отобедать за честь посчитала... Это уже само по себе благодатно для души, невесты Бога... Может, об этой женитьбе и надобно думать не только во время трапез, но и во время всего остального?

Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная история о роли гуру 

«Когда мне было 35 лет, матушка обратилась ко мне: ...

Смотрите! Хлопцу уже 35!! было, и женщин он сторонился.И желание (не своё! а матери) - исполнял лишь за послушание. Короче, не горело в нём желание плоти абсолютно. Как надо было ему, так и вышло.Батюшка - лишь подсказка, волеизъявление Бога.Чтобы совесть была чиста по отношению к матушке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если б батюшка велел ему жениться?

Вот измена-то была бы..
____________________
И вот красивая история, чисто бхактская, практически списана с бесед Свами

 

Когда он был мальчиком, его мать часто посылала давать хлеб приходящим к ним нищим.
Однажды какая-то очередная нищенка, приняв кусок хлеба, спросила его:«Ты молишься, дитя мое?»
«Да, конечно, я молюсь с моей матерью».
«Хочешь, я научу тебя молиться, и ты будешь потом благодарен мне всю жизнь?»
И она учила его так:
«Когда молишься, разговаривай со Спасителем так, как ты разговариваешь
со своей матерью, которую крепко любишь. Рассказывай Ему все свои горести
и радости, как рассказываешь их матери, и постепенно Христос станет твоим
Другом на всю твою жизнь. Твою мать у тебя однажды заберет могила,
а Спаситель останется с тобой навсегда.
С Ним ты будешь счастлив и в земной жизни и в будущей».
Горшков А.К. - Отшельник. 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если б батюшка велел ему жениться?

Вот измена-то была бы..

Ох, Махопремочка, это не батюшка велел ему.......

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ох, Оксана, я догадываюсь, Тот, Кто колышет травинки и шелохнет листочки,

Он же заставляет (или не пускает) жениться.

 

И вообще проявляет свою Волю в особо крупных размерах.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ох, Оксана, я догадываюсь, Тот, Кто колышет травинки и шелохнет листочки,

Он же заставляет (или не пускает) жениться.

 

И вообще проявляет свою Волю в особо крупных размерах.

Да уж!

Помельче размеры для исполнителей других , в завсимости от уровня сознания,

ниточки связи в  руках ТОГО находятся , а от Него ко всему и к нам цепляются.

Они простыми, серебряными или золотыми являются.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...
Не можете любить - хотя бы жалейте..- говорит батюшка Никон. 

Но мне видится и чувствуется, что жалость - высшее проявление любви.

Когда жалеешь - ни за что не осудишь и не обидишь.

Но пожалеть от сердца - очень трудно.

 

****

Cейчас время осуждения, неприязни, зависти...

Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он.

Я уже боюсь сказать "любите", слишком высоко – жалейте.

 

Игумен Никон (Воробьёв).

2Q6HLGa1Crs.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
Елена Волкова

:clover: Как вся вода вытечет из ведра, если в нем будет хоть одна дырочка, так и все радости любви не удержатся в душе человека, если в нем будет нелюбовь хоть к одному человеку. :clover:

Лев Толстой

 

Ом Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо!  :clover:

 

Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку.

Это вполне понятно.

Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе, или та, или другая.

Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу.

Никон (Воробьев)


***

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты - в горестном самообольщении. Аще кто речетъ, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидишь, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любить и брата своего (1 Иоанн. 4:20-21). 

Игнатий Брянчанинов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ох ... , больше бы было таких людей , как этот монах,  на Нашей Планете ...

 

 

Саи Рам!

                                  :)             

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...