Перейти к содержанию

marianna

Рекомендуемые сообщения

Закрепленные сообщения
Цитата

clover.gif

В132) ... Свами! ... Мы хотели бы узнать, в чём разница между свободой воли и божественной волей?

Бхагаван:

... По причине отождествления с телом вы не способны постичь реальность. По сути вы рабы своих чувств. Поэтому вы не свободны. Как же тогда вы можете обладать свободой воли? Бог - владыка всего. Он выше всего. Он ничем не связан, ничем не ограничен. Он абсолютно свободен. Поэтому только у Бога есть свободная воля, или божественная воля.

Сегодня каждый считает, что у него есть свобода воли, позволяющая делать всё, что ему угодно, и что под маркой этой свободы воли он может принимать любые решения. Сегодня может происходить одно, завтра - совсем другое, но божественная воля никогда не меняется. Используя свою свободу выбора, вы можете прийти к успеху или неудаче, приобретению или потере. Если вы преуспели, то становитесь заносчивым и эгоистичным. Если вам не повезло, вы расстроены и разочарованы. Но божественная воля - это трансцендентное явление. То, что вам следует сделать - это просто подчиниться ей. Это означает готовность и способность встречать и принимать с радостью всё, что случается в жизни, плохое и хорошее, с чувством, что в конечном итоге это принесёт вам благо. Вам нужно принимать это как Божий дар. Это истинные джняна и бхакти (мудрость и преданность). На самом деле вы не знаете, что хорошо для вас. Бог знает обо всём и обо всех - все "когда", "почему", "что" и "как". Всё случается согласно божественной воле. Если вы это знаете и искренне в это верите, если действительно полностью предались Божьей воле, вас никогда не охватят эйфория, эгоизм, заносчивость, огорчение, подавленность и разочарование.

Божественная воля присутствует в вас в виде совести, напоминая вам об ответственности. Это антарвани, внутренний голос. Но вы игнорируете его, не придаёте значения его призывам и посланиям и оттого страдаете. Когда ум направлен внутрь, когда интеллект созвучен первозданному принципу, а чувства держатся под строгим контролем, вы можете ясно слышать внутренний голос, который есть не что иное, как голос Бога. Божественная воля - это "генеральный" план Бога.

 

Сатьопанишад, кн.1, гл.5

 

Цитата

clover.gif «Поймите, что для индивидов не существует свободной воли. Они связаны различными ограничениями. Только Бог имеет абсолютно свободную волю. Все другие, так или иначе, зависимы. Что бы вы ни делали, конечный результат зависит от Божьего промысла. Поэтому полностью доверьтесь Богу и, где бы вы ни находились, исполняйте свой долг».
clover.gif «Никто не имеет свободной воли, потому что человек подчинён своим чувствам. Даже если он захочет обратного, его глаза будут взирать на мир, уши воспринимать звуки и нос обонять запахи. Таким образом, человек низведён до состояния раба чувств. Но где тогда его свободная воля? Его поведение также обусловлено привычками, приобретёнными в прошлой жизни. Кроме того, на него оказывает влияние и карма его родителей. Таким образом, человек подвержен влиянию кармы, созданной им самим, кармы своих родителей и более всего влиянию своих чувств. Как же тогда можно утверждать, что свободная воля является определяющей в жизни человека? Свободной волей располагает только Бог!»
Изречения Бхагавана цитировались по кн. А. Язева «Аватар Сатья Саи Баба и Вечное Учение».


clover.gif«Только Господь имеет свободную волю. Человеку предоставлена воля, но она не есть свободная воля. Воля человека начинает действовать, когда вступает в действие божественная свободная воля. На дереве множество листьев, но ни один лист не шелохнется, если нет ветра. Листья не имеют свободной воли, но у них есть воля, которая позволяет им колебаться, когда дует ветер. На древе жизни человеческие существа — как листья. Человеческая воля начнет действовать, когда “подует” божественная воля.

Таким образом, необходимо единение человеческой воли с божественной волей. Тогда настанет расцвет человеческой природы. Человек ничего не может достичь своими собственными усилиями. Есть цели, которые человек достигает без больших усилий с его стороны. Есть другие цели, которые он не может достичь, даже прилагая все усилия. В чем причина? В игре Божественной воли.

Действия Божественного можно понять из двух примеров, известных каждому по своему личному опыту. Сердце бьется, а легкие дышат без каких-либо сознательных усилий со стороны человека. Это результаты действия законов природы согласно божественной воле. С одной стороны — природа, с другой стороны — человеческие усилия. Они должны действовать в гармонии. Когда есть такое единство, вы обретете чистоту. Эта чистота приведет к божественности. Единство, чистота и божественность — это не три различные состояния, но три стадии в процессе созревания плода».

Лекция Сатья Саи Бабы от 1.01.1993 в Прашанти Нилайям 


исходя даже из этих немногочисленных отрывков того, что Свами говорит о свободной воле человека и божественной Воле напрашивается прямой и очень интересный вывод: человек несвободен именно потому, что увлёкся миром чувств, он с головой захвачен своими ощущениями внешнего мира

у человека открывается бесконечная свобода, когда он сливается с Волей Бога, когда начинает действовать согласно Ей
потому что Бог бесконечен и безграничен

потому что Божья Воля это всегда Свет и Любовь

==============

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 лет спустя...
  • Ответов 290
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • mahaprema

    37

  • Елена Волкова

    36

  • Алина

    34

  • рыбак

    34

Топ авторов темы

Изображения в теме

Остальные сообщения
13 часа назад, Елена Волкова сказал:

А мне очень понравилось и откликнулось размышление другого священника на эту тему - о.Романа Савчука: Мы призваны удивить мир! / Православие.Ru:

Очень непростой вопрос для христианской совести: подавать ли милостыню тому, в ком видишь неискренность; поступаться ли там, где это может быть воспринято как поблажка злу? Однозначный ответ трудно найти даже в специальных статьях, богословских трудах, где Священное ... У добродетели не существует иного критерия, кроме совести. Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека! Поэтому всякие попытки определить точные границы евангельских добродетелей не могут быть оправданы..".

"У добродетели не существует иного критерия, кроме совести"

"Господь призывает нас к одному: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). И в этом призыве вся глубина евангельских заповедей. Только так нужно подходить к Откровению: это не модель лучшего общественного уклада, не нравственная система, это путь к беспредельному совершенству конкретного человека!"

Эти два положения - ключ к тому, что нет и не будет однозначного толкования добродетели. В моем понимании между совестью и Божьим Совершенством может существовать бездна. Для меня совесть - структура развивающаяся (как и все в человеческой природе: физическое тело, тело чувств, тело мыслей, буддхи, совесть) и превосходимая. На примере Свами мы видим, что Он, Само Совершенство, отнюдь не всем и не всегда облегчал их участь и просимое давал (мы перед Ним в определенном смысле все - просящие милостыню (от слова "Милость")).

И из опыта. То, по поводу чего моя совесть меня еще вчера молчала,  на завтра относительно тех же самых проявлений будет испытываться огромный  стыд. Это касается не только этапа пробуждения/формирования совести в детстве, это продолжается и сейчас. Только сейчас оценка действий исключительно из поведенческой сферы перекочевала больше внутрь, в область действий души, конкретно - мотивации, которая, как выяснилось, глубинно вся повреждена грехом эгоизма. В свое время Свами раскрывал, что  внутри всякого моего намерения отдачи Богу - эгоистическая выгода, и чем искреннее и тоньше желание служения Ему, самоотречения, тем более изощренный эгоизм внутри этого желания оказывается. Мы все, низшая природа в нас создана точно на "величину" Бога, подобна Ему (Проявленному и Непроявленному), есть Его Образ, но только "навыверт", с намерением "ради себя". В сущности, всякое наше желание, эгоистическое в том числе, и ранее, пусть и бессознательно, было направлено на то, чтобы развивать наше "я" в Его-подобие...

Так вот, когда происходило раскрытие эгоизма в моих самых жертвенных стремлениях в отношении Бога - что было Даром Его благодати - это порождало во мне ужасающий стыд, муки совести и, как следствие -  молитвы об исправлении, о даровании необходимой силы для противостояния вновь раскрывшемуся эгоизму... Когда эта благодать ушла (а так всегда бывает), и от меня стали сокрытыми Его свойства Отдачи, то и муки совести, собственно, ушли, я перестала  ощущать свою  ужасающую  испорченность. Помню о ней как о неком пережитом знании, но им не живу. Живу как обычно, стараюсь праведно и по совести. Немного удивляюсь, почему же Свами меня как бы оставил... Стараюсь и в этом смиряться - разве выбор инструментов и дел для них не Богов?

Сегодня ночью снится сон. Даршан. Сижу в первом ряду. Собственно, и ожидания Свами-в-Теле нет, уже привыкли не ждать Его Зримого. Свами! Вышел. Летящая походка, воплощенная Любовь. Подошел к одному, к другому, и тут я спохватилась - у меня же нет необходимого покрытия плеч ("полога" так звучит во сне), я испытываю огромный стыд - как же я, такая, перед Ним-то предстану? (До этого сидела "такая", и ничего, не стыдно было, даже не замечала. Совесть наша так устроена: пока сидит в миру среди мирских, то о том, что не все ладно с доверенной ей душой, порою даже не помышляет и в колокола стыда не бьет. И только когда Сам Бог явит Себя, тут и спохватится, и в свете Его мгновенно осознает, что с позором молча мирится, т.е. попустительствует пороку). Хватилась я этот полог-шаль искать - с кого бы на себя хоть немного натянуть, ан-нет, не тянется... не тянутся с другого добродетели его. И Свами ушел. Не подошел ко мне. Не может близко. Не готова. Стыд мой показал мне, я что не готова - не столько Он оставил, сколько я недоработала. И  направление, в чем именно недоработала - нет "полога" (понятный мне каббалистический символ антиэгоистической силы), чтобы Лик Бога быть достойной* увидеть, быть с Ним рядом

(* Здесь речь не о "достоинстве" в нашем понимании, а о наличии/отсутствии необходимых свойств души, позволяющей ей обитать в духовных сферах). 

Вот и молитва теперь будет.

В том числе и о том, чтобы совесть, Божьей благодатью, прозрела, чтобы я в каждом действии души различала и ясно видела то испорченное, что не позволяет мне представать перед Богом в каждый момент моей жизни.  И чтобы совесть стыдом опаляла там, где прежде молча сносила, хотя и в памяти хранятся осознания того, что "все - нечисто" и что от любви "я"  к обитанию в низшей природе (хоть и затхлом, но таком привычно-уютном местечке!) нужно навсегда отречься. Опаляла бы совесть так, чтобы я от этого порочного и ограниченного не только отреклась всем естеством, но и молилась Господу непрестанно.

И так до самой бесконечности, до совершенства Отца Небесного - совести нашей пробуждаться, познавать и учиться говорить в унисон с законами обитания той обители Божьей, куда должна ступить наша душа. И законы эти, очевидно, -  не нечто стационарное, не свод понятных уму нравственных правил и предписаний на все времена, а нечто Незримое, требующее для начала хотя бы познания их в свете познания Свойств Совершенного, познания очень постепенного, по нашим маленьким во всех смыслах силам, от ступеньки к ступеньке...  

Такое понимание наделяет меня также осознанием того, что совесть от совести отличается, что нет и не может быть одной на всех совести, и голос ее в каждом даже относительно одной и той же ситуации может звучать по-своему (и это нормально), и что совесть нужно обязательно слушать, но при этом сознавать, что Истина больше совести, Бог больше совести, Жизнь разумнее и справедливее совести. Тогда можно надеяться и на то, что постепенно иссякнет желание расширять царство своей совести, своего понимания и ощущения правильного/божественного на других, а это и есть путь к миру... Так как возведеная на престол своя совесть, своя добродетель, как ни парадоксально, являются едва ли не главными причинами творимого в мире зла и насилия.  

:clover:

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Svetlana Sh сказал:

В моем понимании между совестью и Божьим Совершенством может существовать бездна. Для меня совесть - структура развивающаяся (как и все в человеческой природе: физическое тело, тело чувств, тело мыслей, буддхи, совесть) и превосходимая.

   С одной стороны, может быть не столь важно, константой или чем-то развивающимся мы считаем совесть. Ведь главное - живём ли по совести. С другой стороны, если считать совесть тем, что может быть подвержено изменениям или трансформации, то значит и голос её можно подвергать сомнению (ну, к примеру, голос пока ещё "несовершенной" совести можно не брать во внимание именно в силу "несовершенства". Даже если они вопиёт...хоть в детском возрасте, хоть в зрелом). 

О совести мы чаще всего говорим просто: есть она или нет (хоть по умолчанию она есть у каждого человека), особенно воспитывая детей "ну есть у тебя совесть,а?". И критерий её наличия, как правило, такой - степень нашей же совестливости в отношении своих мыслей, слов и поступков, способность к раскаянию и покаянию. А совестливость по сути - чувствительность к Истине и способность слышать Её. Мне видится, что именно эта чувствительность и способность к слышанию голоса совести и развивается в человеке. А вместе с тем - развивается и способность к повиновению ей (или не развивается). Как говорил Авва Исаия, "если не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас". Называет он её и соперником, ибо она сопротивляется человеку, "желающему исполнить волю плоти своей". И напоминает, что нельзя попирать свою совесть, потому что так изгоняются из сердца добродетели. 
Преп. Ефрем Сирин называет совесть стражем, показывающим то, во что впадает человек, не оставляя его и не давая впасть в руки врагов (злых помыслов)...А преподобный Макарий Египетский указывает, что совесть - это та инстанция, голос которой всегда точен и верен, как самый неподкупный судья: "Видишь, что совесть не дает своего согласия на...помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда".
Во сколько эпитетов можно подобрать, описывая совесть... И как не называй её, глас-то её обличительный ни с чем спутать нельзя...

По поводу того, что голос этот мы слышим не всегда, замечательно сказал свт. Иоанн Златоуст:

"...Бог не сделал обличение совести ни непрерывным (ибо мы, непрестанно быв обличаемы, не снесли бы этой тяжести), ни столь слабым, чтобы она, после первого или второго увещания, прекратила его. Если бы она стала угрызать нас каждый день и час, мы были бы подавлены унынием; а если бы, напомнив однажды или дважды, перестала обличать, мы не много получили бы пользы. Поэтому Он сделал это обличение хотя и всегдашним, но не непрерывным; всегдашним, чтобы мы не впали в беспечность, но, слыша всегда ее напоминания, пребыли до самой кончины бдительными; не непрерывным и не непрестанным, чтобы мы не падали духом, но ободрялись, получая некоторое облегчение и отраду"  

Сон интересный, спасибо, что поделилась. В подсознании многое хранится, а сны как будто приоткрывают его...и ответы на вопросы находятся по Милости Божией...

8 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Тогда можно надеяться и на то, что постепенно иссякнет желание расширять царство своей совести

А вот этих слов я не поняла. Прости, Света.... Что значит "расширять царство своей совести"?

8 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Так как возведеная на престол своя совесть

Она уже на престоле собственной души...для тебя самого. А иначе голос её - ничто....морок и обман. И нет надежды на то, что по зову её случится исправление и покаяние. Ом Саи Рам

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Елена Волкова сказал:

... если считать совесть тем, что может быть подвержено изменениям или трансформации, то значит и голос её можно подвергать сомнению (ну, к примеру, голос пока ещё "несовершенной" совести можно не брать во внимание именно в силу "несовершенства". Даже если они вопиёт...хоть в детском возрасте, хоть в зрелом). 

Нет, созидательно - в другую сторону: если во мне не звучит высшего, чем совесть, значит я обязан слушать совесть и ей повиноваться. Это лучшее из пока мне доступного, хотя и не в полной мере совершенное, не безусловно истинное. Почему? Потому что совесть (разбила на подпункты):

- по своей природе ограничена дуальностью (сигнализирует в категориях "хорошо"-"плохо"); 

- не обладает прямым знанием Истины, а очерчивает своего рода "коридор" одобряемых, приемлемых для человека действий (реже - отношения, чувств, мотивации, самоотождествления);

- совесть в определенной своей части социально обусловлена (зависит от тех норм морали, которые были вложены в человека социумом, преимущественно в детстве: у "маугли" - одна совесть, у представителей племени каннибалов - другая, у нудистов - третья, у монахов - четвертая и пр.; или - что стыдно для жителей одного общества, то может быть совершенно нормальным для другого);

- предположительно, зависит от васан, ценностей и установок прошлых воплощений (пример: природная стыдливость, отрицание тела у имеющих продолжительный опыт монашеских жизней);

- зависит от ценностной системы и актуальных целей каждого человека ("если я считаю нормой ненавидеть своих противников, то никакого обличения совестью за вспышку ненависти не возникнет"; выше я писала про социопатов; также приводила примеры появления чувства стыда там, где прежде его не было в силу отсутствия соответствующей внутренней задачи/цели);

- совесть напрямую сопряжена с восприятием - всегда несовершенным, фрагментарным, обусловленным! - конкретной ситуации. Это легко увидеть на примере конфликтов в пространстве Саи-Форумов, где одно и то же явление или историческое событие воспринимаются  противоположным образом равно совестливыми людьми;

- совесть может "проспать" момент отклонения от правильного/дхармичного поведения, особенно когда выбор производится не между "хорошо" и "плохо", а "хорошо" и "хорошо" ("правильно смотреть только на хорошее, не говорить о плохом" - "правильно обличить порок, и через это послужить ближнему и Истине");  

- совесть не является высшим источником-побудителем к действию, ее деятельность ограничивается оценочной функцией в ответ на уже сделанное или только помышляемое действие;  

- ...???.

Понимание того, что совесть подвержена изменениям, является ограниченной по своей природе - это не повод ее просто выкинуть, это повод для более глубинного самоисследования (направить внимание от совести к интуиции, являющейся более тонким "приемником" Воли Бога); или повод для молитвы, в которой можно просить Бога научиться воспринимать Его волю более явственно, без искажений и наслоений, с тем, чтобы иметь возможность лучше исполнить ее; это также способствует развитию терпимости и принятия другого человека ("у него не "нет совести",  а он по-другому воспринимает, по другому оценивает события, иначе расставляет акценты" и т.д.).

Последнее из перечисленного и означает "не расширять царство своей совести"  - т.е. не навязывать другому свое восприятие правильного, свою ценностную систему, свое видение ситуации, свой способ реагирования. Когда человек понимает, что есть не "Одна совесть на всех", что в одной и той же ситуации совесть каждого звучит по-своему, то меньше остается соблазна обличить другого в бессовестности (самому при этом неизбежно впасть в грех гордыни со всеми вытекающими последствиями), что, в свою очередь, является одной из причин совершения нравственного насилия и вспышек вражды.

Понимание ограниченности своего восприятия истинного (через совесть в т.ч.) - это также путь к тому, чтобы захотеть прочувствовать внутренний мир другого человека, пытаться пережить его восприятие, что предполагает необходимость развития умения растождествляться со своей индивидуальностью и "мигрировать" в другую - своего рода духовная гимнастика, предваряющая вхождение в "Я Всевключающее". То есть познание и признание ограниченности совести как рупора Истины рождает необходимость и перспективу движения как вглубь (к Богу "внутри"), так и вширь (к Богу "вовне"), что должно, в конечном итоге, послужить продвижению к цели Само- или Богореализации. 

Осознание ограничений совести не более губительно для развития человека, чем осознание того факта, что я, в действительности, не всего могу добиться своими силами (ограниченность возможностей личной воли), никогда не смогу все познать умом (ограниченность возможностей ума), не смогу любить безусловной любовью, как бы ни старался (ограниченность сердца), не могу действовать альтруистически подобно Богу (ограниченность мотивации), и вообще, как бы из себя не прыгал, если Бог не спасет, в Его Царство не запрыгну. И хотя в определенный момент эти осознания могут породить деструктивное отношение, слабоволие (отказ от личных усилий, от стремления любить, действовать альтруистически и пр.), однако, в конечном итоге, они направлены на то, чтобы все центры тяжести из "себя малого" возжелать перенести в Него - поистине Совершенного, Всесильного, Всезнающего, Всеблагого, Любящего. Его поставить на престол, а не себя в любой из составляющих человеческой природы.

:clover:

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, Svetlana Sh сказал:

Последнее из перечисленного и означает "не расширять царство своей совести"  - т.е. не навязывать другому свое восприятие правильного, свою ценностную систему, свое видение ситуации, свой способ реагирования.

Света, когда ты повторно озвучивашь своё мнение по поводу совести, ее изменяемости и пр. - происходит то "навязывание", о котором ты пишешь, или нет? Или мы просто делимся своим видением? Мне кажется, что всё же происходит второе. Что поделать, если мы по-разному это слышим и чувствуем, но уверены в своем чувствовании (ведь это наш опыт, не так ли)?

Для меня совесть - это Свами, Его Голос. Описанные тобою подпункты я бы отнесла к морали. Вообще, видится такое соотношение: манас - мораль; буддхи - совесть. Но ведь и это не принципиально! Важно - то, как мы проживаем свои жизни!

Мы, конечно, здорово ушли от заявленной темы... Просто для меня единение с Волей Бога ощутимо именно в момент, когда осязаем и слышен голос совести: поступить по совести - значит поступить согласно Его Воле.  

Ом Саи Рам

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для меня нет сомнений, что голос совести один и тот же и
в грешнике, и в святом. Реакция на него - именно то,
что делает первого таким, а второго - другим.

Вспоминаю свои неблаговидные (с сегодняшней точки зрения) поступки.
Был, был этот голос внутри, но отмахивалась...

Хорошую аналогию дал кто-то из старцев: отключаешь будильник и спишь дальше. 
И это становится привычкой.

«Самое главное - слушайте голос Бога внутри. Стоит вам замыслить неблаговидный поступок, этот голос предостерегает, протестует, предлагает отказаться от намерения. Он тут же рисует вам картину последствий: стыд, который вас будет мучить, наказание, которое вам придется понести, бесчестие, вас ожидающее. Когда звучит этот голос, кажется, что внутри вас находятся две личности, и одна из них  подстрекает, а другая предостерегает. Этот сигнал тревоги, своевременный совет дается джангамом (духом истины) в ангаме (физическом теле). И этот голос – Бог на престоле сердца, это высшая мудрость, праджняна (сознание), вечный свидетель, с которым вы легко можете вступить в контакт, погрузившись в дхьяну». 
Сатья Саи говорит 12.42

И всё же, всё же - реакция на голос совести и есть та роль,
которую предписано сыграть и от которой ни на шаг...
"Ни одна звезда не отклоняется от своего пути..."

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часа назад, Елена Волкова сказал:

Света, когда ты повторно озвучивашь своё мнение по поводу совести, ее изменяемости и пр. - происходит то "навязывание", о котором ты пишешь, или нет? Или мы просто делимся своим видением? Мне кажется, что всё же происходит второе.

У святых отцов как-то прочла правило: не более, чем дважды доносить и аргументировать свою точку зрения. Если это делать большее количество раз, то в другом невольно возникает чувство отторжения, неприятия и это - знак того, что нужно остановиться. 

А прямыми признаками навязывания являются изменение атмосферы беседы: с приятной и познавательной на доказывающую, окрашенную желанием внедрить в собеседника именно свое понимание, а в крайних вариантах происходит переход на личность собеседника, навешивание на нее ярлыков. Это тоже нами пройдено опытно.

Считаю, что свое понимание совести я не только донесла, но, благодаря беседе и внимательному прочтение темы с самого начала, оно, собственно, смогло оформиться в том виде, в каком оформилось, за что всем участникам большая благодарность.  :clover::wub: 

Да, еще и замечательный фильм "Остров", который вчера вновь посмотрела, -  на мой взгляд, великолепнейшая демонстрация сложности духовного мира человека. Там - и муки совести за совершенный грех убийства, породившие покаяние длиною в оставшуюся жизнь, там и нечто иное в поведении (и, очевидно, во внутреннем мире), которое ,если оценивать его по внешним критериям праведного поведения, можно расценить как проявление бессовестности, самоуправства и самоволия (нарушение правил молитвенного стояния в Храме; сжигание сапог и одеяла настоятеля, устроенная "газовая камера", перепугавшая его до полусмерти и пр.). 

К сожалению, от Свами мы никогда не слышали, действует ли Он по совести :) , или она Ему не в помощниках уже. 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Елена Волкова сказал:

...Вообще, видится такое соотношение: манас - мораль; буддхи - совесть. Но ведь и это не принципиально! Важно - то, как мы проживаем свои жизни!

Один из путей к Богу - это путь познания, включающий и самоисследование как его часть. Это и путь к любви, потому что он позволяет через познание себя  научиться лучше понимать другого, принимать другого, видеть свои и его возможные ограничения, а также дивиться красоте Божьей Премудрости, явленной в том, как Он побуждает и ведет каждую душу к развитию.  Без такого познания не может быть совершенной любви, от него напрямую зависит то, как мы будет взаимодействовать с другим и как проживем свою жизнь. 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Svetlana Sh сказал:

К сожалению, от Свами мы никогда не слышали, действует ли Он по совести :) , или она Ему не в помощниках уже.

Совершенный совершенен во всём... Но нам, ищущим и идущим к этому совершенству, Он говорил о совести очень много:

Совесть, внутренний голос - Сатья Саи говорит - Саи Рам! Форум

Ом Саи Рам

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 2018-03-01 в 02:24, Svetlana Sh сказал:

"....между совестью и Божьим Совершенством может существовать бездна. Для меня совесть - структура развивающаяся (как и все в человеческой природе: физическое тело, тело чувств, тело мыслей, буддхи, совесть) и превосходимая..."

26219238_1607983445936950_621440616561357234_n.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 2018-03-01 в 14:02, Svetlana Sh сказал:

- по своей природе ограничена дуальностью (сигнализирует в категориях "хорошо"-"плохо"); 

- не обладает прямым знанием Истины, а очерчивает своего рода "коридор" одобряемых, приемлемых для человека действий (реже - отношения, чувств, мотивации, самоотождествления);

- совесть в определенной своей части социально обусловлена (зависит от тех норм морали, которые были вложены в человека социумом, преимущественно в детстве: у "маугли" - одна совесть, у представителей племени каннибалов - другая, у нудистов - третья, у монахов - четвертая и пр.; или - что стыдно для жителей одного общества, то может быть совершенно нормальным для другого);

14937230_1109191469201789_4179971576751238384_n.jpg

17 часов назад, Svetlana Sh сказал:

Один из путей к Богу - это путь познания, включающий и самоисследование как его часть. Это и путь к любви, потому что он позволяет через познание себя  научиться лучше понимать другого, принимать другого, видеть свои и его возможные ограничения, а также дивиться красоте Божьей Премудрости, явленной в том, как Он побуждает и ведет каждую душу к развитию.  Без такого познания не может быть совершенной любви, от него напрямую зависит то, как мы будет взаимодействовать с другим и как проживем свою жизнь. 

1374391_1437959763098077_841568305_n.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.03.2018 в 23:22, mahaprema сказал:

И всё же, всё же - реакция на голос совести и есть та роль,
которую предписано сыграть и от которой ни на шаг...
"Ни одна звезда не отклоняется от своего пути..."

У Людей жизнь и возможности намного РазноОбразнее, чем у Звезд. (И если Вы будете ассоциировать Себя со Звёздами, с Деревьями, то Вы потеряете очень много Возможностей в Своей жизни.) 

Ом Саи Рам. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
В 07.01.2009 в 12:57, marianna сказал:

Свами говорит о свободной воле человека и божественной Воле напрашивается прямой и очень интересный вывод: человек несвободен именно потому, что увлёкся миром чувств, он с головой захвачен своими ощущениями внешнего мира

у человека открывается бесконечная свобода, когда он сливается с Волей Бога, когда начинает действовать согласно Ей
потому что Бог бесконечен и безграничен

:clover: ещё интересный отрывок на тему полной сдачи "собственной" воли - Воле Бога

В нём говорится, что такой сдачей является не предавание того, чем ты никогда и не обладал в руки "Второго" лица,  т.е. Бога, отделённого от тебя, а всего лишь отбрасыванием ложных концепций...

:clover:

Подвижник: Свами, что должен делать человек, чтобы подчинить все заложенные в нем механизмы Атману?

Сатья Саи: Если человек осознает, что Атман есть подлинная и единственная реальность, тогда все будет функционировать без помех и осечек. Все дело в том, чтобы полностью предаться Его Воле.

Подвижник: Но Свами говорит, что мы должны неизменно задавать себе один вопрос: "Кто я такой, чтобы взять на себя смелость утверждать, будто это в моей власти - подчинить мой разум и интеллект Богу? Как я могу сложить к Его ногам то, что мне не принадлежит и что я даже не в состоянии контролировать?"

Сатья Саи: Речь идет не о том, чтобы отдать на откуп или подчинить кому-то другому свой разум и интеллект. Ты должен подчиниться своей собственной воле. Осознание того факта, что ты есть Атман,- вот в чем состоит акт подчинения, акт полного предания всего себя Его Воле.

Подвижник: Свами хочет сказать, стало быть, что подчинение на деле есть не что иное, как отстранение от всего, о чем человек имеет ложное и искаженное представление?

Сатья Саи: Именно так.

Подвижник: Теперь я понимаю. Подчинение Воле Бога предполагает, что человек отдается сам и отдает то, чем он владеет, другому лицу. Однако, в сущности, это лишь отбрасывание тех идей и понятий, которые ему больше не нужны или которые являются, по его убеждению, ложными и искаженными.

Сатья Саи: Совершенно справедливо.

(Истоочник)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 месяцев спустя...
В 01.03.2018 в 20:43, Елена Волкова сказал:

Во сколько эпитетов можно подобрать, описывая совесть... И как не называй её, глас-то её обличительный ни с чем спутать нельзя...

В 02.03.2018 в 01:22, mahaprema сказал:

Для меня нет сомнений, что голос совести один и тот же и
в грешнике, и в святом. Реакция на него - именно то,
что делает первого таким, а второго - другим.

«Самое главное - слушайте голос Бога внутри. Стоит вам замыслить неблаговидный поступок, этот голос предостерегает, протестует, предлагает отказаться от намерения. Он тут же рисует вам картину последствий: стыд, который вас будет мучить, наказание, которое вам придется понести, бесчестие, вас ожидающее. Когда звучит этот голос, кажется, что внутри вас находятся две личности, и одна из них  подстрекает, а другая предостерегает. Этот сигнал тревоги, своевременный совет дается джангамом (духом истины) в ангаме (физическом теле). И этот голос – Бог на престоле сердца, это высшая мудрость, праджняна (сознание), вечный свидетель, с которым вы легко можете вступить в контакт, погрузившись в дхьяну». 
Сатья Саи говорит 12.42

И другое:

В 01.03.2018 в 12:24, Svetlana Sh сказал:

Для меня совесть - структура развивающаяся (как и все в человеческой природе: физическое тело, тело чувств, тело мыслей, буддхи, совесть) и превосходимая.

... - совесть не является высшим источником-побудителем к действию, ее деятельность ограничивается оценочной функцией в ответ на уже сделанное или только помышляемое действие;  

- ...???.

Прочла сегодня необычное понимание совести в "Поющем сердце. Книге тихих созерцаний" И.А. Ильина. 

Тезисно:

- Совесть может быть больше, чем просто цензор-обличитель из Горнего Мира, упреждающий от неверных поступков.

- Совесть есть Нечто, безошибочно действующее -  Сила, исходящая от Бога и реализующая самое лучшее,  “совершенное перед лицом Христа Спасителя”, действие ("совестливый акт"). 

- Совестливый акт человек способен пережить лишь на определенном этапе своего внутреннего развития.

- Голос совести не подпадает под общие правила, закон или норму, но представляет собой, по И.А. Ильину,  "личное указание для личного поведения в данном конкретном жизненном случае".

- К совести можно воззвать и в сердце воспринять ответ Бога.

"Так проявляется совесть в человеческой душе, — часто неожиданно, но захватывающе и властно. Не произносится никаких слов, никаких повелений. В сознании нет ни суждений, ни формул. В бессловесной тишине совесть овладевает нашим сердцем и нашей волею. Ее появление можно сравнить с подземным толчком, в котором выступает всегда присутствующая, но сокровенная сила. А слова и мысли просыпаются в нас лишь позже, при попытке описать и объяснить совершившийся поступок.

В тот миг, когда совесть овладевает нашей душой, у нас нередко бывает ощущение, будто в нас что-то проснулось или восстало — какая-то особая сила, которая, по-видимому, долго дремала и вдруг очнулась и властно развернулась... Эта сила жила во мне, но я как-то не считал ее “своею” и не включал ее в “себя”. Хочется сказать: “я не знаю, откуда она взялась, но совсем чужою или постороннею мне я ее не ощущаю”. Она как будто скрывалась где-то во мне самом, но я никогда не думал, что она может оказаться столь сильною и проявиться так, как она проявилась. 

...В душе внезапно отпали все “трезвые” соображения и “умные” расчеты; стихли все большие страсти и мелкие пристрастия; и даже опасения и страхи исчезли, словно их и не было никогда. Я совершил поступок, которого раньше никогда не совершал; да я и не считал себя способным к нему... Но этот поступок был единственно правильным и исключительно верным... Да правда ли, что я Это сделал? Или, может быть, это был не я, а кто-то другой во мне? Другой — лучше меня, больше меня, справедливее и храбрее?.. Но откуда же он взялся? И куда он девался? Он, может быть появятся еще раз? Или это все-таки был я сам?..

Я знаю одно и знаю твердо: тогда я иначе не мог. Было что-то высшее и сильнейшее, что заставило меня поступить так. На меня как будто бы что-то “нашло”, “захватило” меня и понесло. А подумать о себе, о своих силах, о последствиях моего поступка — у меня просто не было времени. И теперь, оглядываясь назад, я признаю, что я, строго говоря, и не должен был и не смел действовать иначе. Я не мог тогда иначе хотеть; а теперь скажу: мне бы и не хотелось, чтобы я тогда желал иного и действовал иначе. Так и надо было. Это было лучшее, что я мог сделать. И когда я теперь все это выговариваю, то во мне живет великая и радостная уверенность, что я просто выговариваю правду. Эта уверенность наполняет мое сердце и всего меня каким-то тихим, спокойным блаженством. Одного только мне бы хотелось — чтобы он, этот “лучший” и “больший”, явился опять, опять совершил свое дело и опять подарил мне эту светлую радость...

...Так совесть научает человека забывать о себе и делает его поступки самоотверженными. ...Человек перестает быть “личным” и вдруг становится “предметным” в лучшем и священной смысле этого слова. Это не значит, что он утрачивает свою “личность” и делается “безличным”. Нет, совесть утверждает, созидает и укрепляет духовно-личное начало в человеке. Но лично-мелкое, лично-страстное, лично-жадное, лично-порочное отодвигается в нем и уступает свое место дыханию высшей жизни, побуждениям и содержаниям Царства Божия, объективной реальности — тому, что можно обозначить строгим словом “субстанциальности”, или целомудренным словом “предметности”, Человек становится как бы живым и радостным органом великого и священного Дела, т.е. Божьего Дела на земле. Кажется, будто он сбросил с себя бремя своекорыстия; или будто у него внезапно выросли крылья, поднявшие его вверх и вынесшие его из жизненного ущелья. Он совершил свой самоотверженный поступок и вернулся, может быть, в серую прозу повседневной жизни, так, как если бы крылья “отвалились” у него и как если бы он опять был обречен пробираться в жизни через переулки земной жадности... Но он уже никогда не забудет то чувство блаженной силы и свободы, которое ему дано было пережить. Оно посетило его как бы из потустороннего мира; но он жил им, он испытал его и всегда будет тянуться к нему.

... Пока я еще не знаю, что такое “совесть” и не переживал силу и счастье совестного акта, я спрашивал в холодном сомнении: “да разве это вообще возможно? разве человеку дано выходить из своей шкуры и подавлять в себе здоровый инстинкт самосохранения?”... Но если я испытал совестный акт хотя бы единожды, — обнаруживаются глубокие изменения. Все былые сомнения и скептические вопросы отпадают; нет больше ни отрицания, ни иронии. Я знаю, что совестный акт возможен, потому что я пережил его в действительности. Правда, я не знаю, повторится ли он, когда и при каких условиях. Но кто же может мне помешать — воззвать к совести по собственной инициативе? Почему я должен думать, что она не отзовется на мой зов? А когда она отзовется, я могу свободно и радостно предаться ее зову... Все это в моей власти, все это будет происходить в моем внутреннем мире... Мне нужно только знать, как это лучше сделать, чтобы не подменить голос совести и не впасть в иллюзию, в ошибку и самообман...

Прежде всего надо отложить всякое теоретическое умствование, ибо оно непременно приведет за собою форму мысли, суждения, анализа, синтеза и облечет все это в понятия и слова. Все это не нужно, ибо акт совести не есть акт словооблеченного мышления, он не теория, не доктрина, не “максима”, не закон и не норма. Не надо ничего выдумывать; не надо размышлять и изобретать. Не надо стремиться к какому-то “всеобщему законодательству”. Не надо ничего предвосхищать. Надо ждать некоего эмоционально-волевого подземного толчка.

Не следует также спрашивать о том, что было бы “полезнее” всего или “целесообразнее” всего; эти вопросы решаются житейским опытом, наблюдением и рассуждением. Тем более не следует задавать вопрос о “приятном”, “удобном”, “выгодном”, “умном” и т. п.; все это не имеет никакого отношения к совестному акту. Надо искать лучшего, нравственно-лучшего в притом не “лучшего по-моему”, а “лучшего на самом деле”. Верующий христианин спросит о “христиански-лучшем”, о “совершенном перед лицом Христа Спасителя”.

  И еще одно: этот вопрос следует ставить не теоретически, не с тем, чтобы узнать, познать истину, сформулировать ее и доказать; это было бы философское исследование, созерцание и теоретическое рассмотрение. Вопрос должен быть поставлен практически, чтобы сделать, поступить, осуществить. А так как каждый практически-жизненный случай индивидуален, единствен в своем роде, то надо искать не общего правила, а личного указания для личного поведения в данном конкретном жизненном случае.

Итак, без всяких предвзятых решений, без всяких оговорок, “условий”, уклонений и “резерваций” я встану таким, каков я есмь, перед лицом совести: с тем, чтобы в данный конкретный миг моей личной жизни, “сейчас” и “здесь” — внять ее голосу, отдаться ее зову и совершить поступок из глубины моего сердца; я спрошу, как мне поступить, чтобы сейчас и здесь осуществить христиански лучшее, совершенное перед лицом Христа Спасителя?..

Я ставлю этот вопрос — и опускаю его в отверстую глубину моего сердца. 

...И в акте совести человек воспринимает от Бога откровение, любовь и свет новой жизни".

Я бы назвала это, скорее,  поиском, взыванием, явлением и проявлением Божьей Воли (Шакти) через человеческую природу. Также это можно назвать первым осознанным единением с Божьей Волей, явственно распознаваемой. Началом слияния двух сил, двух воль, двух фокусов сознания ("я" и "Я"). Человеческое "я"  в этом акте отходит в сторону и позволяет Силе Бога изнутри действовать. Пока нет ни знания Замысла, в согласии с которым действует эта Сила (есть только внутренняя уверенность в том, что это действие - лучшее). Нет видения последствий Ее действий. Нет и со-творческого участия/делания "Я": "я низшее" просто отменило себя, удалилось в наблюдателя и сделалось открытым для высшей силы, которая может войти и проявиться сквозь инструменты индивидуальности так, как Она того хочет.

Некий порог.

Начало, предвещающее БогоЧеловеческое, а не богоборческое и/или разделенное, бытие.

Подумалось: Может, совесть и значима, и предназначена только до тех пор, покуда имеется возможность богоборчества? И где утрачивается всякая потенциальная возможность для противопоставления своей воли и Воли Бога?

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.01.2019 в 21:06, Svetlana Sh сказал:

 И где утрачивается всякая потенциальная возможность для противопоставления своей воли и Воли Бога?

А Вы, дорогая, Светлана, думаете, что Мы бы смогли противостоять Воле Господа? :)

Я думаю, что Мы бы не смогли противостоять Воле Господа. (Поэтому, я думаю, что конкретной Воли Господа нет. А есть - или  Напоминание нам жителями тонкого мира (коих мы называем ещё ангелами), или наше собственное Вспоминание Истины, которую нам кто-то подсказал раньше (Мудрецы, Учителя, Старшие и т.п.), о том, что "Мы Все Едины" и поэтому "Поступай с другими так, как с Самим с Собой".)

И, поэтому, слово "Со-Весть" я  перевожу, как "Знание о нашем Совместном единстве".

Поэтому и Выбор (Воля) у ИндивидуУма всегда есть: Поступить по этому Знанию (Истине), т.е. "так как хочешь, что-бы потом поступили с тобой" или поступить так, как будто бы Мы не Едины. 

Ом Саи Рам. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Все движения происходят под знаменнами Воли Божьей потому что все, что есть, это и есть Воля Бога, потому что ничто кроме него(кроме Бога) нет, а значит и воли...

В этом(в том, что можно назвать Богом или его Волей)...очень много опыта- разного.

(каждая частичка Бога, это как  сам Бог в разнообразии опыта)

Свободная воля в рамках индивидуума это самообман -  у всех, только одна воля - если так можно сказать, это - слушать свое сердце и доверять ему....то есть идти по жизни следуя души и развивая все больше свою осознанность.

Изменено пользователем Olga Cernea
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока не дойдете до полного О-Сознани...Я себя же...

=Не станете Богом воплощенным на земле 

То есть...ОМ-САИ РАМ -Ом

Аватаром

Изменено пользователем Olga Cernea
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...