Виталик Опубликовано 30 сентября, 2007 Поделиться Опубликовано 30 сентября, 2007 Тяжело иметь расстройство психики. Клинит на какой-то ерунде и испытываешь тоску, которая длится вот уже которую неделю, хотя компетентные люди давно уже мне объяснили, что всё нормально. Надеюсь, что она скоро закончится. Помогите советом. Саи Рам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Александрина Опубликовано 1 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2007 Саи Рам Расстройство психики связано с накопившейся излишней негативной энергией. Всплески эмоций - это выброс как раз этой энергии в космос, не расстраивайся,скоро все пройдет.Такое у могих бывает.Старайся как можно чаще думать о хорошем. В мире много хороших людей. Думай о Саи Бабе. Взывай к Нему в трудную минуту, Он никогда не оставит тебя. Он сказал: "Зачем бояться, когда Я здесь? Доверьтесь Мне полностью, и Я буду направлять и хранить вас!", и Он даёт всякому надежду и мужество, удовлетворение и веру, уверенность и утешение. :luck: love: Он заявил: "Я — слуга всем"; "Можете взывать ко Мне любым именем. Я отвечу, ибо все имена — Мои. А вернее, у Меня вообще нет определённого имени"; "Даже если вы отвергаете Меня, Я буду следовать за вами"; "Я считаю, что неверующих просто не бывает, все живут Господом и для Господа; отрицая Солнце, не заставишь его исчезнуть". При Нём действительно исчезают все вопросы и проясняется всё неясное. Просто когда тебя что-то тревожит,не обращай на это внимание. Займись каким -нибудь интересным делом. Если уж совсем тяжело, если позволяют финансы, съезди к Саи. Баба — божественный врач, прекрасный диагност, распознающий любую болезнь, с бесконечной добротой выявляющий самые скрытые недостатки в характере и поведении и добавляющий целительный бальзам Своей милости к предписанным лекарствам.Но если финансы не позволяют съездить то Баба Сам сказал:"Нет, нет! Можете оставаться там, где вы есть, и Я Сам приду к вам. Не вводите себя в непосильные расходы. Если вы призовёте Меня, Я буду рядом с вами". Один средневековый поэт возвестил на языке каннада, что "расстояние между нами и Шивой как раз такое, на какое доходит наш призыв". Верьте в Него и взывайте к Нему, и Он ответит: "Я здесь". И взывать к Нему можно любым из Его имён. У тебя все будет хорошо, потерпи, тяжелое время все равно проходит,ничего не стоит на месте, все меняется.Когда тебе плохо, помоги тому кому еще хуже. Пиши письма Бабе, просто пиши не отправляя, только пиши искренне и не кривляя душой, все что тебя волнует пиши Ему, Баба поможет не сомневайся, это проверено. Попей чай с приправами, такими ,как карица(снимает страхи,успокаивает). Мужайся! С Любовью Свами love: Саша Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гайа Опубликовано 1 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2007 Депрессия. Начнем с того, что депрессия - это болезненное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в этом состоянии испытывает тяжелые, мучительные переживания и эмоции - подавленность, тоску, отчаяние. Резко снижены влечения, волевая активность, самооценка. Характерно чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности, бесперспективности перед лицом жизненных трудностей. Также при депрессии наблюдаются изменения поведения, такие как: замедленность, безинициативность, быстрая утомляемость, что приводит к резкому падению продуктивности. Это не просто продолжительное плохое настроение и лень. Однако довольно часто люди прибегают к этому слову, чтобы оправдать свою пассивность, нежелание что-либо делать, менять свою жизнь. Иногда пассивность и отсутствие сил действительно связаны с накопленной усталостью и тогда это называется "синдромом хронической усталости". Так что, если вы обнаружили у себя некоторые из этих симптомов, не стоит сразу наклеивать на себя диагноз "депрессии". И как медик, и как психолог я знаю, что лекарства иногда необходимы, но далеко не всегда. И исходить желательно из интересов своего здоровья. Медикаменты - самый простой и самый неэффективный способ совладания с болезнью. Есть другой путь. Необходимо разобраться в ситуации и проанализировать причину возникновения болезненного состояния. Вы всегда успеете прибегнуть к помощи таблеток и прийти в состояние "зомби". Важно только помнить - оттуда нет обратной дороги. Итак, причина. Какова она? Расставание с любимым человеком, смерть близкого, неудачи в бизнесе, непонимание Ваших устремлений, оскорбление и обида, одиночество, неумение общаться, отсутствие смысла жизни, страхи? Или же состояние возникло из ничего? Если причина связана с чувствами, не спешите пить лекарства, водку и бежать к психиатру. Осознание причины - это уже полдела. Начните с психолога. Он поможет разобраться и с причинами, и с чувствами, и с дальнейшими шагами. Он не будет Вам давать советы. Вы сами поймете, что нужно делать, когда избавитесь от тяжелых чувств, так как в результате эмоциональной разрядки включается поисковая система мозга. У нас в России потому так медленно приживается психологическая помощь, что наш менталитет предполагает общение друг с другом, " перемывание" ситуаций и "костей" врагам. Все это очень хорошо, но друзья, с которыми Вы делитесь, тоже могут впасть в чувства и дать ошибочные советы. При таком общении нарушается Ваша безопасность, так как человек может рассказать об этом кому-то еще, нехотя или специально навредить, влезть в Ваши отношения из лучших побуждений, словом, нарушить Ваши права и территорию. Психолог же - лицо незаинтересованное и потому сможет объективно оценить ситуацию. Он связан правилами профессиональной этики, а значит, гарантирует Вам безопасность и анонимность, конфиденциальность и профессионализм. Задача психолога - не критиковать Вас, не оценивать, не отговаривать, не настаивать на своей точке зрения. Он не будет шантажировать дружбой и манипулировать. Психолог поможет Вам выработать стратегию поведения в соответствии с Вашими интересами, потребностями и желаниями, с учетом Ваших возможностей, особенностей, ресурсов. Как мы уже говорили ранее, часто причиной тягостного состояния бывает собственное бездействие, но когда человек этого не знает, то начинает себя оценивать как неудачника, никчемного человека. Самооценка снижается до такой степени, что любые действия кажутся бессмысленными, и он еще больше входит в "штопор". Могут ли помочь в таком состоянии лекарства? Конечно, нет. В подобной ситуации может помочь только личностная работа через консультации с психологом, участие в различных тренингах личностного роста, психосоматических тренингах, так как необходимо посмотреть на себя и свою жизнь как на главную ценность. Посмотреть объективно, разобрать и определить свои сильные и слабые стороны. Это нужно для того, чтобы сильные стороны использовать в жизни для улучшения ее качества, а слабые развивать. Нужно разобраться, действительно ли Вы приложили все возможные усилия для достижения цели (или улучшения и сохранения отношений) или же сдались раньше времени. А может, Вы занимались не своим делом? Может, Ваши желания и Ваши способности относятся к другой сфере деятельности? Может, это было не Ваше желание, а желания родителей или стереотип престижной деятельности? Может быть, те отношения, которые Вы оплакиваете, уже изжили себя, принесли Вам необходимый опыт и закончились? Скажите им спасибо и идите дальше, но только после того, как закончится горе, связанное с потерей. Что бы ни происходило, помните, что Вы главный Хозяин и Творец своей жизни, так как именно Вы делаете выбор из всех возможных вариантов, Вы решаете быть счастливым или несчастным; быть успешным, богатым и здоровым или жить малоинтересно, скучно, болезненным и бедным человеком. Вы можете выбрать "зомбированное" состояние, а можете - ответственность за свою жизнь и здоровье. Успешность и радость не может быть связана с химическими субстанциями, она зависит от умения отдыхать и работать, радоваться и грустить, от Ваших действий и работы души, от стремления к гармонии во всем. Не отчаивайтесь, а преодолевайте тягостное состояние ради себя, ради высокого качества своей жизни, действуйте активнее всего, когда особенно трудно. И тогда в Вашей жизни не останется места лекарствам, больницам и врачам. Автор: Ильина Наталья Викторовна Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Baltija* Опубликовано 1 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 1 октября, 2007 Вспомнилась книга врача Самюэля Сандвайса о Саи "Святой... и психиатр", а на сайте книг обнаружила перевод и новой книги автора "Дух и ум", с примерами из практики. ( в разделе "Книги о Сатья Саи Бабе"). Попробуйте, ведь это большая работа- найти и понять причины, чтобы начать последовательно, шаг за шагом, решать накопившееся. Бог в помощь! :luck: http://sss.vn.ua/books.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гайа Опубликовано 2 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2007 Из книги Лукаса Релли. Том 1 Депрессии - это изоляция, то есть отделение от Бога. Разве может человек, наполненный любовью Бога, осознающий присутствие Бога 24 часа в сутки, живущий в гармонии с Богом, когда-либо впасть в депрессию? Депрессия - это результат невежества, недостаточного понимания или недостаточного желания найти истину, то есть самого Бога. Таким людям может помочь тот, кто несет свет. Истина не имеет границ, ибо истина является выражением Бога и представляет целое. Эта изоляция от Бога есть одна из величайших проблем человека. Она является результатом отделения от Бога на протяжении многих лет, когда в течение многих лет человек избирает жизнь в пустыне вместо Рая, который находится в нем самом. Жизнь с Богом - это Блаженство. Жизнь без Бога угнетает, она не приносит не удовлетворения, ни плодов. Идите в мир и распространяйте весть Господа. Пусть Мое послание достигнет каждого уголка земли. В конце концов истина победит, и мир и гармония вернутся на землю. Для этого потребуется время, ибо человеку дана свободная воля, и Бог не отнимет этот дар, который он дал Человечеству, дар, поддерживаемый любовью, которую Господь в изобилии изливает на вас, независимо от состояния вашей души. Вам дана любовь, вам дана свобода, вам дано все, и только вы сами можете избрать путь, по которому вы пойдете. Это как лабиринт: путаница, ложные старты, неожиданные тупики и опять все сначала. Но все это время существует один путь, который выводит из лабиринта - путь назад, к Богу. В конце концов каждый найдет его, но для некоторых пройдет не одна вечность, прежде чем они увидят Свет - Свет, который существует всегда и готов вести их по правильному пути. Человека отвлекают желания и кажущаяся привлекательность материальных вещей; все это формы иллюзии. Оглянитесь вокруг себя и решите, что истинно, а что преходяще. Что из того, что вы видите, будет существовать, и будет существовать в той же форме вечно? Как могут эти вещи, которые так привлекают вас, дать вам вечное удовлетворение? Они преходящи и иллюзорны - сегодня они здесь, а завтра их нет. Не погружайтесь в материальное и преодолевайте желания. Они станут бременем для вас и отвлекут вас от единственного пути, которым следует идти. Да, дети Мои, вы находитесь в лабиринте, и вы сами должны найти выход. Вы должны решиться выйти из лабиринта; знайте, когда это случится, вы найдете спасение и Вечное Блаженство, которое находится в конце пути. Там сам Господь ждет вас, и когда вы появитесь, Он заключит вас в Свои объятия, и вы сольетесь с Ним навсегда. ВЕРА Дитя Мое, Я всегда с тобой, никогда не надо сомневаться в этом, даже в самый трудный момент. У моря множество настроений, но всегда есть период штиля, так же как счастье - это период между двумя страданиями. Смотрите так на весь мир, смотрите так на свою собственную жизнь и приветствуйте все трудности как дальнейший опыт, необходимый для вашего собственного развития и блага. Когда вы будете продвигаться дальше по этому пути, то эти трудности либо вам больше не встретятся, либо ваша реакция на них будет полностью нейтральной, и они больше не повлияют на вас ни эмоционально, ни как либо иначе. Каковы эти проблемы, которые так беспокоят вас? За ними стоит отсутствие чувства безопасности, недостаток веры в себя и сомнение в своей способности преодолеть земные трудности. Ваше эго здесь тоже замешано, и вы не знаете, как это все на вас повлияет. Все это нуждается в постоянном наблюдении, пока вы не достигнете той точки, где вы знаете, что вы и Бог - одно, и тогда ничто не будет беспокоить или огорчать вас. Медитируйте на эти мысли; знайте, что Я с вами всегда; чаще говорите со Мной и полагайтесь на Меня, и тогда ваша жизнь улучшится. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ram108 Опубликовано 2 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2007 Виталик, "расстройство психики" звучит как-то страшно, но на деле, мне кажется, что не более, чем "расстройство желудка". Будь здоров и поправляйся скорее, брат! И не ставь себе лишних диагнозов - они тебе ни к чему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ignorus Опубликовано 2 октября, 2007 Поделиться Опубликовано 2 октября, 2007 Тягость (депрессии, расстройства психики (Психеи)) это нормальный процесс. Рост Сознания подвержен фазам (подобно фазам луны). В этом росте есть свои циклы (четыре Юги (в миниатюре)). И ни кто их не избежит (пока длятся “шесть дней творения"). Знание законности этих состояний, уже помощь. Как это может помочь? Пример: У кого либо болит зуб. Он идёт к врачу. Тот делает ему ещё больней,но он терпит(зная,что это необходимо). Человек-мыслитель. И весь мир (для него) перестраивается Умом. Ум делает боль невыносимой, он же ослабляет её до исчезновения. Ум добавляет вес нашим тягостям (пока они не сломают “хребет”). Он же может испарить Гору проблем. Лекарство от всех болезней сейчас одно - ИМЯ (НАМАСМАРАНА). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Элла Опубликовано 8 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2008 Вам не хватает любви.Нужно сесть в позу медитации, расслабиться, постораться не думать ни о чем. Из центра чуть выше груди с закрытыми глазами предствить поток золотистого света, асоциировать, что это любовь. Пусть свет изливается. Затем представить постепенно, что из каждой клеточки тела исходит любовь. Вот увидите как важа жизнь начнет меняться. Вы начинаете излучать любовь и притягивать к себе людей. Вам будет очень хорошо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость zend Опубликовано 14 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2008 Подскажите, куда можно уехать пожить- полечиться с психической болезнью. Все довольно серьезно, 5 раз лежал в больницах, принимаю лекарства.. Каждый день лезет бред в навязчивой форме.. Где можно пожить, за небольшую плату или работать в том месте.. желательно от 2-3 лет.. заниматься там практиками. С Уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
marianna Опубликовано 16 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2008 Где можно пожить, за небольшую плату или работать в том месте.. желательно от 2-3 лет.. заниматься там практиками. zend, вообще, говорят от себя не убежишь практиками можно заниматься и находясь на том месте, где живёшь прямо сейчас но можно поехать и в ашрам к своему Учителю, рядом со святыми всегда духовная практика легче, хотя психические болезни они накладывают, по-моему, некоторые ограничения на садхану но, вообще, если вам не нужно физического присутствия Учителя, посмотрите, может вам подойдёт это вот предложения Олега из Тулы: https://www.sairam.ru/index.php?s=&...ost&p=62090 конечно, если он сам вас согласится взять, попробуйте списаться с ним Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ReflexK Опубликовано 23 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 23 мая, 2008 Тяжело иметь расстройство психики. Клинит на какой-то ерунде и испытываешь тоску, которая длится вот уже которую неделю, хотя компетентные люди давно уже мне объяснили, что всё нормально. Надеюсь, что она скоро закончится. Помогите советом. Саи Рам. Просто полюбите агрессивного человека, психика сама ляжет на место. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mariya Shariegina Опубликовано 27 мая, 2008 Поделиться Опубликовано 27 мая, 2008 Были ли реальные случаи излечения от шизофрении при обращении к помощи Сатья Саи Бабы? Может ли кто-нибудь привести примеры? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ReflexK Опубликовано 4 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 4 июня, 2008 Были ли реальные случаи излечения от шизофрении при обращении к помощи Сатья Саи Бабы? Может ли кто-нибудь привести примеры? Примеров нет. Есть только результаты. Какое лошество нужно. Шизиков и так боятся, как тёмной ночи. Сатья саи помагает только больным. Какие ещё доказательства нужны существования о шизе? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Снег Опубликовано 14 июня, 2008 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2008 Примеров нет. Есть только результаты. Какое лошество нужно. Шизиков и так боятся, как тёмной ночи. Сатья саи помагает только больным. Какие ещё доказательства нужны существования о шизе? Сам-то понял, что написал? Перечитай-ка ещё раз своё сообщение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ReflexK Опубликовано 15 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2008 Сам-то понял, что написал? Перечитай-ка ещё раз своё сообщение. Я знаю, я это для прикола написал, чтоб соображалка быстрее работала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость villma Опубликовано 15 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2008 Саи Рам Расстройство психики связано с накопившейся излишней негативной энергией. Всплески эмоций - это выброс как раз этой энергии в космос, не расстраивайся,скоро все пройдет.Такое у могих бывает.Старайся как можно чаще думать о хорошем. В мире много хороших людей. Думай о Саи Бабе. Взывай к Нему в трудную минуту, Он никогда не оставит тебя. Он сказал: "Зачем бояться, когда Я здесь? Доверьтесь Мне полностью, и Я буду направлять и хранить вас!", и Он даёт всякому надежду и мужество, удовлетворение и веру, уверенность и утешение. :luck: love: Он заявил: "Я — слуга всем"; "Можете взывать ко Мне любым именем. Я отвечу, ибо все имена — Мои. А вернее, у Меня вообще нет определённого имени"; "Даже если вы отвергаете Меня, Я буду следовать за вами"; "Я считаю, что неверующих просто не бывает, все живут Господом и для Господа; отрицая Солнце, не заставишь его исчезнуть". При Нём действительно исчезают все вопросы и проясняется всё неясное. Просто когда тебя что-то тревожит,не обращай на это внимание. Займись каким -нибудь интересным делом. Если уж совсем тяжело, если позволяют финансы, съезди к Саи. Баба — божественный врач, прекрасный диагност, распознающий любую болезнь, с бесконечной добротой выявляющий самые скрытые недостатки в характере и поведении и добавляющий целительный бальзам Своей милости к предписанным лекарствам.Но если финансы не позволяют съездить то Баба Сам сказал:"Нет, нет! Можете оставаться там, где вы есть, и Я Сам приду к вам. Не вводите себя в непосильные расходы. Если вы призовёте Меня, Я буду рядом с вами". Один средневековый поэт возвестил на языке каннада, что "расстояние между нами и Шивой как раз такое, на какое доходит наш призыв". Верьте в Него и взывайте к Нему, и Он ответит: "Я здесь". И взывать к Нему можно любым из Его имён. У тебя все будет хорошо, потерпи, тяжелое время все равно проходит,ничего не стоит на месте, все меняется.Когда тебе плохо, помоги тому кому еще хуже. Пиши письма Бабе, просто пиши не отправляя, только пиши искренне и не кривляя душой, все что тебя волнует пиши Ему, Баба поможет не сомневайся, это проверено. Попей чай с приправами, такими ,как карица(снимает страхи,успокаивает). Мужайся! С Любовью Свами love: Саша Я так же сечас нуждаюсь в поддержке и помощи. Перечитала эту тему, кое-что нашла для себя. Ответ Саши чувствовала, как самый теплый. Однако люди, все с разной психикой, есть у Свами лекция по этому поводу ( с итальянской преданной) ... человеческая психика, тонка, как паутина... Я поставлю в следующем топике статью, которая сама может быть и не поможет, но для людей - джняна (склонностью к анализу, исследованиям) даст правильное НАПРАВЛЕНИЕ... Для людей - БХАКТИ ( врождённая склонность идти по Пути - через сердце, чувства) - необходим иной подход, такой как - близкий человек, друг, учитель, котор. просто положа руку на плечо скажет тепло и мягко: это пройдёт, это часть Пути... Есть и тип людей, котор. необходимы большие физические нагрузки, как средство от психологич. перегрузок... а они, перегрузки конечно есть, кто действительно Идёт по Пути, тот знает о чем я... Саи Рам! Итак, статья которая может дать НАПРАВЛЕНИЕ. РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ В работе известного итальянского врача и философа говорится о неизбежном спутнике духовного роста человека - разного рода нервных заболеваниях, сопровождающих этот процесс. Указываются профилактические меры и методы лечения, главным образом, психотерапевтического характера. Статья представляет интерес для всех, чей интерес к духовным проблемам перерастает в практическую работу по самосовершенствованию. ПРЕДИСЛОВИЕ Роберто Ассаджиоли (1888 - 1974) широко известен в Европе как врач-философ, создатель техники реконструкции личности, которую он назвал "психосинтезом". Ряд принципов психосинтеза изложены в публикуемой нами работе. Исходным началом для Ассаджиоли является стремление проникнуть в духовный центр человека, в ту область, которая религиозными и восточными философскими доктринами обозначена как высшее Я человеческой индивидуальности, как Надсознание. Не учет надсознательных и духовных аспектов, которые психология оставляла прежде философии и религии, создал болезненный разрыв, а нередко и конфликт между различными подходами к природе человека. Разрыв этот пытался преодолеть Зигмунд Фрейд, но его лечебные, а затем философские концепции сводили человеческую природу к подсознанию, к сексуальным комплексам. Юнг, Фромм и Ассаджиоли, опираясь на ведантическую традицию, смогли обогатить европейскую науку о человеке более плодотворными подходами. Свои идеи психосинтеза Роберто Ассаджиоли почерпнул не только из текстов Веданты. В 1940 году, арестованный фашистскими властями Италии, он около месяца провел в камере-одиночке и впоследствии рассказывал друзьям, что это был интересный и ценный опыт, который дал ему возможность провести ряд специальных психодуховных упражнений. Столь же эффективно использовал Ассаджиоли вынужденное затворничество в 1943 году, когда скрывался от режима Муссолини в отдаленных горных деревушках. В работе "Духовное развитие и нервные расстройства" поднимается проблема, которая со всех точек зрения приобретает сегодня громадное значение. И не только для продвинутых духовных людей, но именно для массового сознания, ведь хлынувшие на Землю космические энергии сделали необходимость духовного продвижения категорическим императивом для каждого без исключения человека. Может быть, по этой причине отдельные моменты, которые у Ассаджиоли только намечены, стоит подчеркнуть особо. Например, автор лишь мельком говорит о недопустимости искусственного форсирования духовного развития. В условиях нынешнего духовного возрождения России сопутствующие этому процессу издержки приняли характер настоящего национального бедствия. Сотни "институтов", даже "академий", школ, обществ и кружков, руководимых местными и зарубежными "гуру", обучают доверчивых россиян раскрытию экстрасенсорных способностей. При этом психика соискателей безжалостно деформируется. Мне не однажды приходилось наблюдать посетителей подобных курсов - сами по себе слабые астральные тела их зияли безнадежными аурическими разрывами. Ассаджиоли - врач, специальность его - лечение нервных заболеваний, возникших в результате духовного продвижения людей. Но словосочетание болезнь и духовный рост вроде бы выглядит странно - зачем такой рост, если он сопровождается болезнью? И действительно, большинство нервных болезней возникает не в результате духовного восхождения, но как следствие искривления его. Ассаджиоли не сообщает, насколько трудно и долговременно "психосинтетическое" лечение, между тем элементарная профилактика позволяет избежать очень многих психологических капканов. И прежде всего категорическое недопущение насильственного вторжения кого-либо и чего-либо в человеческую психосферу. Так называемая экстрасенсорность вовсе не цель и не заслуга, но по неизбежности болезненный спутник нашего духовного роста - контролируемый, если мы стремимся приобщиться к Миру Божьему и опасно-бесконтрольный, если наши устремления связаны с Миром Тонким. Ловушки и подмены одного мира другим рассмотрены Ассаджиоли довольно подробно, но есть одна важная проблема, которой он не касается вовсе или затрагивает ее лишь в общеэнергетическом плане. Это проблема Учителя. Именно Великий Учитель, понимаемый и как Высшая Индивидуальность, и как Высшая Вибрация, помогает нам одолеть многие опасности на путях Духа, особенно при первых шагах. Великий Учитель, если наше сердце устремлено к Нему постоянно, - гарант нашего духовного продвижения, охранная грамота от нежелательных вторжений из Тонкого мира, от атак бесов, говоря христианским языком. Он же всегда может послать нам волну психической энергии, когда мы чувствуем опасный ее отток. С этими небольшими замечаниями можно рекомендовать работу Роберто Ассаджиоли массовому читателю. Юрий Ключников. Духовное развитие человека - это длительный процесс; это путешествие по чудесным странам, богатое не только удивительными событиями, но и препятствиями, опасностями. Оно связано с процессами глубокого морального очищения, полной трансформации, пробуждения многих не использовавшихся ранее способностей, роста сознания до немыслимого прежде уровня, расширения его на новые внутренние пространства. Поэтому не удивительно, что столь важные изменения проходят различные критические стадии, которые нередко сопряжены с нервными, эмоциональными и умственными расстройствами. При обычном клиническом наблюдении их легко спутать с расстройствами, происходящими от совсем иных причин. Между тем расстройства, о которых мы говорим, имеют совершенно особый смысл, они требуют иной оценки и лечения. В наши дни эти расстройства, вызванные духовными причинами, встречаются все чаще. Появляется все больше людей, сознательно или бессознательно испытывающих внутренние духовные нагрузки. Кроме того, духовное развитие современного человека в силу его большей разносторонности, и особенно вследствие сопротивления, вызванного его критическим умом, стало более трудным и сложным внутренним процессом, чем в прежние времена. Поэтому целесообразно дать обзор нервных и психических расстройств, которые могут возникать на различных этапах духовного развития, и показать наиболее действенные методы их преодоления. На пути к достижению полного духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного пробуждения и, наконец, "темная ночь души". Рассмотрим их по порядку. Кризисы, предшествующие духовному пробуждению. Чтобы правильно оценить смысл странных внутренних переживаний, выступающих предвестниками душевного пробуждения, мы скажем несколько слов о психике среднего человека. Его как бы несет течением жизни. Он принимает жизнь такой, какой она приходит, не задаваясь вопросами о ее смысле, ценности и целях. Для человека с низким уровнем духовного развития все сводится к осуществлению личных желаний, например, он стремится к богатству, удовлетворению своих влечений и честолюбия. Человек, духовный уровень которого несколько выше, подчиняет свои личные склонности выполнению тех семейных и гражданских обязанностей, почтение к которым заложено в него воспитанием. При этом он не задумывается над тем, откуда взялись эти обязанности, как они соотносятся между собой и т.д. Он может считать себя верующим, однако его религиозность будет поверхностной и стереотипной. Чтобы жить со спокойной совестью, ему достаточно формально выполнять предписания своей церкви и участвовать в установленных обрядах. Короче говоря, обычный человек опирается, не задумываясь, на безусловную реальность обыденной жизни. Он крепко держится за земные блага, которые имеют для него позитивную ценность. Таким образом, земное существование практически является для него самоцелью. Даже если он верит при этом в будущий рай, вера его является чисто теоретической и академической. Да и попасть в этот "рай" он будет стремиться как можно позже. Тем не менее может случиться, и время от времени это случается, что этот "обычный" человек претерпевает в своей душевной жизни внезапную трансформацию, которая застает его врасплох и пугает. Иногда эта трансформация наступает в результате многих разочарований, а нередко и сильного душевного потрясения, например, вследствие потери близкого человека. Однако порой она протекает без внешних причин: среди полного благополучия и благоволения судьбы возникает неопределенное беспокойство, чувство неудовлетворенности и внутренней пустоты. Человек страдает от отсутствия чего-то неопределенного, того, что сам он не может ни назвать, ни описать. Постепенно приходит чувство нереальности, суетности будничной жизни. Личные интересы, которые до сих пор занимали человека и целиком заполняли его, как бы блекнут и теряют свою важность и ценность. На передний план пробиваются новые вопросы: человек начинает размышлять о смысле жизни, о причинах явлений, которые прежде воспринимались как сами собой разумеющиеся - он размышляет об истоках собственного и чужого страдания, об оправдании человеческого неравенства, о происхождении и цели человеческого существования. На этом этапе нередки заблуждения. Многие, не понимая смысла этого нового состояния души, рассматривают его как нагромождение причуд и болезненных фантазий, поскольку оно очень мучительно, всячески стараются его подавить. Боясь "сойти с ума", они делают все возможное, чтобы вновь погрузиться в конкретную реальность, которая, как им кажется, грозит от них ускользнуть. В ходе этой борьбы некоторые с удвоенным рвением бросаются в водоворот жизни и жадно ищут новых занятий, возбуждений и ощущений. Иногда таким путем им удается приглушить свое беспокойство, но почти никогда не удается избавиться от него совсем. Оно, это беспокойство, бродит в глубинах их существа, растворяет устои обыденной жизни и через какое-то время, иногда даже через несколько лет, с новой силой вырывается на поверхность сознания. Теперь это беспокойство становится еще мучительнее, внутренняя пустота - еще невыносимее. Человек чувствует себя уничтоженным, все, из чего состояла его прежняя жизнь, кажется сном, опадает, как пустая оболочка. В то же время новый смысл еще не появился, и порой человек не просто ничего не знает о нем, но даже не подозревает о возможности его существования. Часто к этому страданию добавляется еще моральный кризис, пробуждается и углубляется этическое сознание, человек терзается тяжким чувством вины и раскаяния за прошлые свои дела. Он сурово судит себя и впадает в полное уныние. Естественно, в этом состоянии легко являются мысли о самоубийстве, прекращение своего физического существования кажется логическим разрешением внутреннего краха. Отметим, что это лишь общая схема протекания подобных переживаний. В действительности здесь возможны различные индивидуальные особенности: одни вообще не испытывают острой стадии6 другие оказываются в ней совершенно внезапно, без предварительных этапов, у третьих господствуют навязчивые философские сомнения, у четвертых основную роль играет моральный кризис. Эти проявления духовного перелома очень похожи на определенные симптомы при неврастении или психастении. В частности, одним из симптомов психастении является не что иное, как утрата функционирования в реальности, другим - деперсонализация. Сходство духовного кризиса с указанными заболеваниями усиливается еще и тем, что он вызывает те же физические симптомы: истощение, нервное напряжение, бессонницу, расстройства пищеварения и кровообращения. Кризисы, вызванные духовным пробуждением. Установление связи между личностью и душой, сопутствующие ему потоки света, радости и деятельной силы приносят чудесное состояние освобождения. Внутренняя борьба, страдания, неврозы и физические потрясения могут внезапно исчезнуть и часто с такой удивительной быстротой, что становится очевидно, что происходят они не от материальных причин, а от душевных страданий. В таких случаях духовное пробуждение является исцелением в полном смысле этого слова. Однако не всегда пробуждение совершается так просто и гармонично. Оно может само по себе вызывать сложности, расстройства и отклонения. Это касается тех людей, чей ум не вполне уравновешен, чья эмоциональная жизнь чрезмерно экзальтирована, нервная система слишком нежна или чувствительна, чтобы безболезненно выдержать резкое усиление духовных энергий. Когда разум слишком слаб или не подготовлен, чтобы вынести духовный свет, или когда человек склонен к высокомерию и эгоцентризму, внутренние события могут быть неправильно поняты. Возникает так называемое смещение уровней, перенос относительного на абсолютное, сферы личного - в духовный мир. Таким образом, духовная сила может привести к раздуванию личностного "я". Несколько лет назад мне представился случай наблюдать типичный крайний случай такого рода в психиатрической больнице Ванкона. Один из ее обитателей, симпатичный старичок, спокойно и упорно утверждал, что он Господь Бог. Вокруг этого убеждения он соткал полотно фантастических идей о небесных воинствах, которыми он повелевал, о великих делах, им совершенных, и так далее. Во всем остальном он был прекрасным и любезнейшим человеком, всегда готовым услужить врачам и больным. Его разум был очень ясен и внимателен. Он был так добросовестен, что его сделали помощником аптекаря. Аптекарь доверил ему ключ от аптеки и приготовление лекарств, и от этого не было ни малейших неприятностей, если не считать исчезновения сахара, который он изымал из запасов, чтобы доставить удовольствие некоторым пациентам. С обычной медицинской точки зрения нашему больному следовало бы поставить диагноз: простой случай мании величия, параноидального заболевания. Но в действительности все эти формулировки являются лишь описательными, вводящими в какие-то клинические рамки. Мы не узнаем из них ничего определенного о природе, об истинных причинах данного расстройства. А нам важно знать - не стоят ли за идеями больного более глубокие психологические мотивы. Мы знаем, что восприятие реальности духа и внутреннего его единства с человеческой душой вызывает у человека, который это переживает, чувство внутреннего величия, роста, причастности к Божественной природе. В религиозных учениях всех времен мы находим многочисленные свидетельства этого. В Библии сказано кратко и ясно: "Знаете ли вы, что вы боги?". Блаженный Августин говорит: "Когда душа человека любит, то она становится подобна тому, что любит". Когда она любит земное, то становится земной, но когда она любит бога, не становится ли она Богом? Сильнее всего полная тождественность человека - духа в его чистом бытии - с высшим духом выражена в философии Веданты. Как бы мы ни воспринимали это отношение между индивидуальным и универсальным - как полную тождественность по сути или как подобие, как причастность или как единство, - и в теории, и на практике нужно четко осознавать безмерную дистанцию между духом в его чистом бытии и обычной личностью. Первое - это основа, или центр, или ...........(индивидуальность?), второе - это наше маленькое "я", наше обыденное сознание. Пренебрежение этим различием ведет к нелепым и опасным последствиям. Именно это позволяет понять душевное расстройство описанного выше больного и другие, не столь крайние формы самовозвышения и самообожествления. Болезненное заблуждение тех, кто становится жертвой подобных иллюзий, заключается в том, что они приписывают своему преходящему "я" качества и способности высшего духа. Речь идет о смешении относительной и абсолютной реальности, личного и метафизического уровней. Подобное понимание определенных случаев мании величия может дать ценные указания к их лечению. А именно: совершенно бесполезно доказывать больному, что он не прав, что он заблуждается, высмеивать его. Это может только вызвать раздражение и возбудить его. Предпочтительна другая линия поведения: признать реальность, которая содержится в его идеях, а потом со всем терпением попытаться объяснить больному его заблуждения. В других случаях пробуждение души и сопутствующее ему внезапное внутреннее просветление могут вызвать эмоциональную перегрузку, которая проявится бурно и беспорядочно, в виде криков, плача, пения и возбужденных действий. Некоторые сильные натуры в результате подъема, вызванного духовным пробуждением, могут объявить себя пророками или реформаторами. Они возглавляют движения, основывают секты, отличающиеся фанатизмом и стремлением всех обратить в свою веру. У некоторых людей высокого уровня, но слишком сильных, в результате пережитого откровения трансцендентной и божественной стороны собственного духа возникает притязание на полную и буквальную тождественность со своей духовной частью. На самом же деле такая тождественность может быть достигнута лишь в результате долгого и сложного пути трансформации и перерождения личности. Поэтому их притязание не может быть удовлетворено - отсюда депрессивные состояния вплоть до отчаяния и импульсов к самоуничтожению. У некоторых соответствующе предрасположенных людей внутреннее пробуждение может сопровождаться различными паранормальными явлениями. Они имеют видения высших ангелообразных существ, слышат голоса или испытывают автоматическое побуждение к письму. Значение таких сообщений может быть различным. В каждом случае нужна трезвая проверка и анализ без заведомого отвержения, но и без предварительного пиитета, который может внушать необычность источника их информации. Особенно осторожно следует относиться к сообщениям, которые содержат прямые приказы и требуют слепого послушания, а также к тем, в которых превозносится воспринимающий информацию - истинные духовные учителя никогда не прибегают к таким средствам. Следует заметить, что независимо от того, насколько истинны и значимы такие сообщения, они всегда вредны для здоровья, ибо могут в значительной степени нарушить равновесие чувств и разума. Спады, следующие за духовным пробуждением. Через некоторое время после духовного пробуждения обычно возникает спад. Мы уже говорили о том, что гармоничный процесс духовного пробуждения вызывает ощущение радости, просветления ума, осознания смысла и цели бытия. Рассеиваются многие сомнения и решаются многие вопросы, появляется ощущение внутренней уверенности. Всему этому сопутствует переживание единства, красоты и святости жизни: пробужденная душа изливает поток любви ко всем людям и ко всякой твари. И в самом деле, нет ничего более радостного для сердца и более утешительного, чем соприкосновение с пробужденным, который находится в таком состоянии благодати. Кажется, что прежняя его личность с ее острыми углами и неприятными сторонами исчезла, а нам улыбается новый человек, исполненный симпатии, стремления принести радость и быть полезным окружающим, разделить с ними полученные духовные сокровища, которые он не может объять в одиночку. Это состояние радости может продолжаться более или менее долго, но ему, конечно же, приходит конец. Повседневная личность с ее глубоким фундаментом лишь временно ушла с поверхности, она как бы заснула, но не исчезла и не преображена полностью. Кроме того, поток духовного света и любви, как и все остальное в мире, ритмичен и цикличен. Следовательно, рано или поздно за приливом следует отлив. Переживание ухода благодати очень мучительно, и в некоторых случаях оно влечет за собой сильнейший спад и серьезные расстройства. Вновь пробуждаются и с новой силой утверждают себя низменные влечения. Весь "мусор", поглощенный потоком, снова всплывает на поверхность. Между тем процесс пробуждения уже утончил этическое сознание, усилил стремление к совершенству, человек судит себя строже, безжалостнее, ему может казаться, что он пал глубже, чем прежде. Это заблуждение подкрепляется тем обстоятельством, что на поверхность выходят ранее глубоко скрытые наклонности и влечения: высокие духовные устремления, являя как бы вызов этим силам, пробудили их и извлекли из бессознательного. Спад может заходить так далеко, что человек начинает отрицать духовную значимость своего внутреннего опыта. В его внутреннем мире царят сомнение и самоунижение, он поддается искушению считать все, что с ним случилось, иллюзией, фантазией, сентиментальными "сказками". Он может стать ожесточенным и саркастичным, цинично высмеивать себя и других, отрекаться от своих идеалов и устремлений. Но несмотря на все усилия, он уже не волен вернуться в прежнее состояние. Красота и чудо того, что он пережил, остаются в нем и не забываются. Он уже не может просто жить мелкой будничной жизнью, его терзает и не дает покоя божественная тоска. В целом реакция крайне болезненна, с приступами отчаяния и мыслями о самоубийстве. Подобные чрезмерные реакции преодолеваются ясным пониманием того, что происходит, и тем самым осознанием единственного пути для преодоления трудностей. Именно в этом человеку необходима помощь со стороны. Нужно помочь ему осознать, что состояние благодати не может длиться вечно и что последующая реакция естественна и неизбежна. Прекрасное состояние, пережитое им, было подобно взлету к озаренным солнцем вершинам, с которых видна вся картина мира. Но каждый полет рано или поздно приходит к концу. Мы снова возвращаемся на равнину и потом медленно, шаг за шагом, преодолеваем крутой подъем, ведущий к вершине. И осознание того, что пережитый спуск или "падение" - естественный процесс, через который все мы должны пройти, утешает и ободряет странника, помогая собрать силы, чтобы начать уверенный подъем. Кризисы на стадии духовного преображения. Упомянутый подъем в действительности состоит в полной трансформации и перерождении личности. Это длительный и сложный процесс, включающий различные фазы: фазу активного ощущения с целью устранения препятствий потоку духовных сил; фазы развития внутренних способностей, прежде скрытых или слабо выраженных; фазы, в течение которых личность должна безмолвно и кротко давать духу работать с собой, мужественно и терпеливо перенося неизбежные страдания. Это время, полное перемен, когда свет и тьма, радость и боль сменяют друг друга. Нередко силы человека на этом этапе настолько поглощены тяжкими и порой мучительными внутренними событиями, что он плохо справляется с разнообразными требованиями внешней личностной жизни. Посторонний наблюдатель, оценивающий такого человека с точки зрения его нормальности и практической эффективности, скорее всего придет к выводу, что он как бы стал "хуже", "стоит" меньше, чем раньше. Так внутренние проблемы духовно развивающегося человека усугубляются непониманием и несправедливыми оценками семьи, друзей и даже врачей. Не раз слышит он неодобрительные замечания о пагубном воздействии духовных стремлений и идеалов, лишающих человека его достоинств в практической жизни. Подобные суждения часто вызывают глубокую подавленность, душевное смятение и уныние. Это испытание, как и другие, должно быть преодолено. Оно учит справляться с личной чувствительностью и помогает вырабатывать твердость и независимость суждений. Поэтому следует не сопротивляться такому испытанию, а терпеливо принять его. Если же близкие поймут состояние человека в этой ситуации, они могут оказать ему важную помощь, избавить его от лишних страданий. Речь идет лишь о некотором переходном периоде, когда человек оставил прежнее состояние, но еще не достиг нового. Так гусеница, которая превращается в бабочку, должна пройти стадию куколки, стадию беспомощности и бессознательности. В отличие от гусеницы человек лишен той безопасности и тишины, в которой бабочка проходит свою метаморфозу. Он должен, особенно в наше время, оставаться на своем месте и по мере сил выполнять долг перед семьей и обществом, профессиональные обязанности - так, как если бы в его внутреннем мире не происходило ничего особенного. Выпадающая ему задача очень трудна. Можно сравнить ее с проблемой, стоявшей перед английскими инженерами, которые должны были перестраивать здание лондонского вокзала, не прерывая движения поездов ни на один час. Не удивительно, что столь сложная задача порой вызывает такие нервные и душевные расстройства, как истощение, бессонница, подавленность, раздражительность, которые в свою очередь, вследствие тесного взаимодействия духа и тела, могут вести к различным физическим симптомам. Чтобы помочь в такой ситуации, необходимо прежде всего распознать истинную причину болезни и оказать больному правильную психотерапевтическую помощь, иначе чисто физическое лечение и прием лекарств лишь смягчат неблагополучие, но никак не подействуют на душевно-духовные корни недуга. Иногда эти расстройства происходят от перегрузки - от чрезмерных усилий, направленных на то, чтобы ускорить духовное развитие. Следствием таких усилий становится не трансформация, а вытеснение низших компонентов, обострение внутренней борьбы с соответствующим нервным и душевным перенапряжением. Слишком ревностно стремящиеся к совершенству должны постоянно помнить, что работа по их внутреннему перерождению осуществляется духом и духовными энергиями. Их же личностная задача - призвать к себе эти силы через внутреннее самоотвержение, медитацию и правильное состояние души, стремиться устранить то, что может мешать свободному воздействию духа. Помимо этого, им остается лишь с терпением и доверием ожидать развертывания духовного действия в душе. Другая, в некотором смысле, противоположная трудность - справляться с особо мощным потоком духовной силы. Эта драгоценная энергия легко может растрачиваться в избытке чувств и излишней лихорадочной деятельности. В некоторых случаях эта энергия, напротив, слишком сдерживается, накапливается, недостаточно реализуется в деятельности, так что в конечном итоге ее давление также порождает внутренние расстройства. Так, сильный электрический поток плавит проводник, вызывая короткое замыкание. Таким образом, следует научиться разумно управлять потоком духовных энергий; не растрачивая, использовать их в плодотворной внутренней и внешней деятельности. Темная ночь души. Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние "темная ночь души". Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение - совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности "темной ночи души". Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины и глубокое духовное значение. Вслед за этим так называемым "мистическим распятием" или "мистической смертью" наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое. Выбранная тема заставила нас заниматься почти исключительно негативными и необычными сторонами внутреннего развития. Это вовсе не означает, что люди, идущие по пути духовного роста, испытывают нервные расстройства чаще других. Отметим следующее. Во-первых, у многих духовное развитие протекает гармоничнее, чем в описанных случаях, внутренние трудности преодолеваются, и человек переходит с этапа на этап без нервных реакций и без особых физических недомоганий. Во-вторых, нервные и психические расстройства у обычных людей нередко протекают тяжелее и хуже поддаются лечению, чем те, что имеют духовные причины. Расстройства обычных людей часто связаны с сильными конфликтами страстей между собой, или конфликтами бессознательных влечений с сознательной личностью, или же они порождаются чьим-то противодействием их собственным эгоистическим требованиям или желаниям. Обычных людей бывает труднее лечить, так как высшие их аспекты слишком слабо развиты и мало на что можно опереться, чтобы убедить их подчинить себя той самодисциплине, которая позволит восстановить внутреннюю гармонию и здоровье. В-третьих, страдания и болезни тех, кто идет по пути духовного роста, какие бы тяжкие формы они порой ни принимали, в действительности - лишь временные реакции, как бы "отходы" органического процесса роста, ведущего к внутреннему перерождению. Поэтому они часто сами по себе исчезают, когда проходит вызвавший их кризис, либо относительно легко устраняются правильным лечением. Четвертое. Страдания, вызванные отливом духовной волны, с лихвой возмещаются не только периодами прилива и внутреннего подъема, но и верой в значимую и высокую цель, ради которой происходит внутреннее путешествие. Предвидение победы - очень большая побудительная сила и утешение, неиссякаемый источник мужества. Этот образ мы должны возбуждать в себе сколь можно ярко и часто и помогать в этом нашим спутникам. Ибо это едва ли не самая лучшая помощь, которую мы можем оказать. Мы должны стремиться как можно выразительнее представить себе благость победившей и освобожденной души, которая сознательно причащается мудрости, силе и любви Божественной жизни, увидеть внутренним взором осуществление на земле Царства Божьего во славе Его, совершенство, которое являет собой картина освобожденного человечества, - новорожденного творения, полного божественного ликования. Подобные видения давали великим мистикам и святым с улыбкой переносить внутренние страдания и физические муки, они вдохновили слова святого Францизска Ассизского: "В ожидании блаженства - любая мука - наслаждение..." Спустимся теперь с этих высот на некоторое время в долину, где люди "трудятся в поте лица". Если взглянуть на проблему с точки зрения медицины и психологии, то следует разобраться в одном важном вопросе. Мы уже сказали, что хотя расстройства, сопутствующие кризисам духовного развития, напоминают некоторые болезни, и иногда даже неотличимы от них, на самом деле причины их и значение совершенно различны и в определенном смысле даже противоположны. Соответственно и лечение их должно быть разным. Нервные симптомы обычных больных имеют, как правило, регрессивный характер, так как эти больные неспособны к той внутренней и внешней адаптации, которой требует нормальное развитие личности. Так, некоторым не удается освободиться от эмоциональной зависимости от родителей, и они остаются в этом состоянии детской зависимости от родителей или тех, кто их представляет, хотя бы символически. Иногда у больных не хватает собственной доброй воли справляться с трудностями обычной семейной или социальной жизни. Сами того не осознавая, они ищут в бегстве в болезнь освобождения от своих обязанностей. В других случаях причиной болезни служит эмоциональная травма, например, разочарование или потеря; будучи не в силах принять ситуацию, человек реагирует на нее болезнью. Во всех приведенных случаях речь идет о конфликте между сознательной личностью и низшими импульсами, которые, работая в сфере бессознательного, начинают частично преобладать над силами сознания. Страдания же, вызванные ходом духовного развития, наоборот, носят выраженно прогрессивный характер. Это следствие напряжения, связанного с ростом или борьбой между личностью и идущими сверху энергиями. Таким образом, эти два типа заболевания следует лечить совершенно реальными способами. При недугах первого рода врач должен помочь больному вернуться в состояние нормального человека. Для этого ему необходимо освободить пациента от вытеснений и запретов, чувства страха и зависимости, чрезмерного эгоцентризма и ложных оценок, искаженного представления о реальности. Его задача - привести человека к объективному и разумному видению нормальной жизни, к полному осознанию собственных обязанностей и прав других людей. Незрелые и конфликтующие между собой факторы должны быть развиты и приведены в согласие, таким образом реализуется успешный личностный психосинтез. Что касается второй группы недугов, то задача внутренней гармонизации - лечения - состоит в том, что новые духовные энергии были ассимилированы уже сложившейся нормальной личностью, то есть речь идет о духовном психосинтезе вокруг более высокого внутреннего центра. Очевидно, что методы лечения, подходящие для больных первой группы, непригодны и даже иногда вредны для пациента второго типа. Врач, не понимающий проблемы последних, не знающий даже о возможностях духовного развития или отрицающий его, может усилить, а не облегчить трудности. Такой врач способен обесценить или осмеять неуверенные еще духовные стремления пациента, рассматривая их как пустые фантазии или, в лучшем случае, как чистую сублимацию. С его помощью пациент придет к выводу, что лучшее для него - ужесточить личностную защиту и полностью игнорировать голос души. Но от этого его состояние только ухудшится, борьба - обострится, освобождение - замедлится. Напротив, врач, который сам идет по пути духовного развития или, по крайней мере, осознает духовную реальность, может оказать огромную помощь нашему пациенту. В то время, когда человек еще находится в стадии неудовлетворенности, беспокойства, бессознательных стремлений, утратив интерес к обыденной жизни, но не имея представления о высшей реальности, пока он ищет облегчения вовсе не там, где оно возможно, и теряется в тупиках, в это время раскрытие истинной причины его страданий может помочь найти правильный выход в пробуждении души. И это явится сутью лечения. Человеку, находящемуся на второй стадии духовного пути, чувствующему себя счастливым в духовном свете, в атмосфере блаженных полетов в неосознаваемых высотах, очень важно раскрыть природу и цели его переживаний, предупредить об их временности, о превратностях его грядущих странствий. Тогда наш странник не будет застигнут врасплох состоянием спада, не разочаруется, не окажется во власти сопутствующих спаду сомнений и уныния. Если такое предупреждение вовремя не подоспело и человек нуждается в лечении в период депрессивной реакции, то его важно убедить в том, что это его состояние временное, и он обязательно выйдет из него. На четвертой стадии, когда человек попадает в "яму" на пути восхождения, работа помощи особенно сложна. В общем виде она разделяется на следующие задачи. Во-первых, объяснить пациенту смысл его внутреннего переживания и то, как следует вести себя в данной ситуации; во-вторых, показать, как человек может управлять глубинными влечениями, не вытесняя их в сферу бессознательного, в-третьих, помочь в преобразовании и использовании собственных психических энергий; в-четвертых, научить овладевать входящим в его сознание потоком духовных энергий и использовать его; в-пятых, осуществить руководство и сотрудничество при воссоздании личности пациента, то есть при собственном психосинтезе. В период "темной ночи души" помощь особенно затрудняется тем обстоятельством, что человек как бы находится в плотном тумане, он погружен в свои страдания, и свет духа не достигает его сознания. Единственное, что можно сделать, - это неустанно повторять, что состояние его лишь временное, а не постоянное, поскольку именно уверенность в последнем повергает пациента в глубокое отчаяние. Мы также рекомендуем настойчиво внушать ему, что эти муки, сколь бы тяжкими они ни были, обладают такой духовной ценностью, содержат в себе зародыш столь высокого счастья, что придет время, когда он будет благословлять их. Так мы поможем пациенту перенести страдание с покорностью и смирением. Следует заметить, что описанные психологические и духовные средства ни в коей мере не исключают физического лечения, лишь бы оно облегчило страдания. Особенно ценны те средства, которые поддерживают целительные силы природы: здоровое питание, упражнения по релаксации, соприкосновение с природными элементами, подходящий ритм различных видов физической и психической деятельности. В некоторых случаях лечение затруднено тем, что у пациента наблюдается смещение прогрессивных и регрессивных расстройств. Это - случаи неравномерного и дисгармоничного внутреннего развития. Такие люди одной частью своей личности могут достигать высокого духовного уровня, а другой - оставаться рабами детской зависимости или бессознательных "комплексов". Впрочем, можно сказать, что при тщательном анализе проблемы регрессивного рода обнаруживаются у большинства идущих по духовному пути и почти у всех так называемых "нормальных" людей. Тем не менее, обычно регрессивные или прогрессивные проявления заболевания решительно преобладают. Вместе с тем всегда нужно считаться с возможностью того, что в недуге соединяются симптомы обеих групп, каждое отдельное расстройство нужно исследовать и интерпретировать, чтобы понять его истинную причину и найти подходящее лечение. Из вышесказанного очевидно, что для эффективной помощи при нервных и психических расстройствах, возникающих в ходе духовного развития, нужны знания и опыт двух уровней: врача, который специализируется по нервным заболеваниям и психотерапии, и серьезного исследователя духовных путей, а еще лучше - странника на этих путях. В наше время тот или другой опыт редко объединяются в одном человеке. Но поскольку нуждающихся в таких целителях становится все больше, люди, способные к такой работе, должны готовить себя к ней. Лечение могло бы очень продвинуться и благодаря соответствующей подготовке персонала, способного осуществлять все детали лечения. Наконец, важно, чтобы публика, общественность хотя бы в общих чертах знала об основных взаимосвязях между нервно-психическими и духовными кризисами. Тогда семья могла бы помогать больному и врачу, а не создавать дополнительные трудности своим невежеством, предрассудками и сопротивлением. Если бы нам удалось обеспечить такую подготовку врачей, персонала, общественности, то это бы устранило множество лишних страданий, и многие странники на пути духа легче достигли своей высокой цели: соединения с Божественным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ogon Опубликовано 15 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2008 Ребята , здесь так много говориться о расстройстве психике. Мне думается , что у большинства нет никакого " растройства " , а эмоциональные тупики или эмоциональные срывы. Если заглянуть в Историю , то взять хотя бы последнюю мировую войну с 1941 по 1945 , то сколько искалеченных судеб , сколько потеряно близких людей , разрушены были и страны , и тела , но сильный дух людей помог всё преодолеть , т.к некогда было себя жалеть , люди хотели поскорее забыть страшное и отогревались душой и телом , кто картошкой , кто музыкой , а кто и тишиной без разрыва снарядов. А где же сейчас сильные духом ? Неужели цивилизация так мешает почувствовать себя сильным ? Кроме любви , надо в себе воспитывать ещё и силу духа , целенаправленность . Неужели так приятно быть слабым и жалким ? Кто же тогда останется на Земле ? Кто будет заветы Аватара воплощать ? Кто детям передавать будет не в книжках , а в жизни бесстрашие , твёрдость характера и духа ? o:) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость villma Опубликовано 15 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2008 Ребята , здесь так много говориться о расстройстве психике. Мне думается , что у большинства нет никакого " растройства " , а эмоциональные тупики или эмоциональные срывы. Если заглянуть в Историю , то взять хотя бы последнюю мировую войну с 1941 по 1945 , то сколько искалеченных судеб , сколько потеряно близких людей , разрушены были и страны , и тела , но сильный дух людей помог всё преодолеть , т.к некогда было себя жалеть , люди хотели поскорее забыть страшное и отогревались душой и телом , кто картошкой , кто музыкой , а кто и тишиной без разрыва снарядов. А где же сейчас сильные духом ? Неужели цивилизация так мешает почувствовать себя сильным ? Кроме любви , надо в себе воспитывать ещё и силу духа , целенаправленность . Неужели так приятно быть слабым и жалким ? Кто же тогда останется на Земле ? Кто будет заветы Аватара воплощать ? Кто детям передавать будет не в книжках , а в жизни бесстрашие , твёрдость характера и духа ? o:) Дружище, ты прав и одновременно нет. Нет потому, что когда ты в кризисе... это как .... Ладно, пусть ты его легче пройдешь, может и повезет (сама не знала, что такое бывает - кризис (У КАЖДОГО СВОЯ ВОЙНА), пока Оно не начало ломиться в меня,,,неожиданно и со всей силой.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ogon Опубликовано 15 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 15 сентября, 2008 Кризис есть , был и будет почти с каждым человеком на Земле, но это же не психическое заболевание. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mariya Shariegina Опубликовано 19 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2008 оgon написала: "Кризис есть , был и будет почти с каждым человеком на Земле, но это же не психическое заболевание". Я согласна. Есть бравада, когда нравится говорить и считать себя особым. Мол, я болею, у меня депрессия и вы все не понимаете, что со мной делать, и только врачи всё знают, а волшебные таблетки меня спасут. Торсунов Олег Геннадьевич в своей лекции говорит, что ни одна таблетка не вылечила ни одного заболевания. Они лишь временно заглушают симтомы, а главное - неправильное движение в организме Праны - не исправляют. Существует множество мифов о психиатрии, психотерапии. Там, как и в любой сфере человеческой деятельности, существует и плохое, и хорошее. Есть Знание - понимание, любовь, а есть тьма - мошенничество, нажива, жестокость, чёрствость, насилие, убийства. Нельзя слепо доверять. Но есть одно "но". Если человек, не избегает обстоятельств и людей, которые рассшатывают его психику. Если он не укрепляет своё здоровье и тело. Бродит ночами, смотрит по ТВ гадости. Ищет кратковременного счастья и эйфории в сектах, психокультах, тренингах духовного роста, где из него не самыми сакральными методами выкачивают деньги, а из головы делают решето. Если душа при этом остаётся пуста. Если человек всё время думает только о себе, ведёт себя эгоистично, обижает близких... То у него есть все шансы сойти с ума... Это уже не бравада и смех, а всё очень серьёзно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ogon Опубликовано 19 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2008 Да , Баба тоже так говорит , что все болезни и расстройства от " ума , как у бешенной обезьяны ". А если ум человека и самодисциплина духа будут настроены гармонично, то и шансов и поля деятельности для расстройства психики и для разгула шарлатанов и сектантов просто не останется. SITA , :up: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Снег Опубликовано 19 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2008 Психическая болезнь - это болезнь. Не распущенность, не проявление эгоизма, а болезнь, поймите, пожалуйста. Грипп. Это болезнь. Человек не виноват, что заболел. На него случайно чихнули - и он заболел. И никакая гармонично настроенная самодисциплпина духа не поможет. Травма. Это болезнь. На человека подействовал травмирующий фактор. Человек шёл по гололёду, случайно поскользнулся, упал, получил травму - ушиб или перелом. Как ему может помочь самодисциплпина духа? Инфаркт. Это болезнь. На человека подействовал травмирующий фактор. Тромб оторвался, закупорил сосуд, кровь перестала поступать к сердцу, перестала нести кислород, сердечная ткань стала отмирать. Сильнейшая боль, озноб, невозможно дышать, заливает липкий пот. Это болезнь. Как человеку здесь может помочь самодисциплпина духа, если он может умереть уже через несколько минут, не приходя в сознание? Депрессия или шизофрения, или паранойя - это тоже болезни. Не распущенность, не баловство, нет. Это болезни такие же, как грипп, как перелом, как инфаркт. На человека подействвовал травмирующий фактор, и он заболел. Только он болен не физически, как при гриппе или при переломе, а психически. Чем может помочь самодисциплина духа такому больному? Чтобы просто понимать понятия "дисциплина", "гармония", "дух" и т.п., нужно просто быть в состоянии понимать, думать. А он не способен адекватно воспринимать окружающую действительность, у него нарушена критика. Он в острой фазе болезни, он не способен думать, и даже не хочет и не может жить, или тупо сидит или лежит без движения, как растение, без единой мысли в голове, бесчувственно, как бревно. Чем ему в таком состоянии поможет прекрасная гармонично настроенная самодисциплпина духа? Не понимаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Timur Опубликовано 20 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2008 Идите к хорошему психологу, врачу. Врачи тоже нужны. Чем может помочь самодисциплина духа такому больному? Аюрведа говорит, что даже самые тяжелые психические заболевания можно вылечить соблюдением режима дня. Психическая болезнь - это результат истощения ума (или его нечистоты). Ум крепчает и чистится - когда соблюдает режим дня. А он не способен адекватно воспринимать окружающую действительность, у него нарушена критика. Он в острой фазе болезни, он не способен думать и даже не хочет и не может жить, или тупо сидит или лежит без движения, как растение, без единой мысли в голове, бесчувственно, как бревно. Когда человек не способен воспринимать окружающую действительность, его нужно вести к врачу. И такого человека можно лечить самодисциплиной (даже больной аутизмом имеет свою дисциплину), но имхо его сначала нужно лечить лекарствами. Грипп. Это болезнь. Человек не виноват, что заболел. На него случайно чихнули - и он заболел. И никакая гармонично настроенная самодисциплпина духа не поможет. А! Я наконец-то понял. Т.е. человек не виноват, что заболел? Это же смешно. Грипп - это результат того, что человек лжет другим людям.,а не того, что на него чихнули. Чихнули на него тоже по делу %) Грипп лечится дисциплиной духа. Не лгите - гриппа будет меньше %). Ослабление иммунитета связано с сопротивлением человека своей судьбе и желанием иметь больше, чем ему положено. Человек шёл по гололёду, случайно поскользнулся, упал, получил травму - ушиб или перелом. Как ему может помочь самодисциплпина духа? Т.е. вы реально верите, что человек случайно подскользнулся? Случайно? Мир случайно взял и сотворился? Если вы реально верите в это случайно, то получается, что мир очень не справедлив и смысла ни в чем нет. Вообще. Какой смысл обсуждать-то? Моя мама пережила два инфаркта и ее сердце билось в три-четыре раза быстрее, чем у обычного человека. Врачи прописали - лекарства на всю жизнь. Третий инфаркт она скорей всего бы не пережила. Моя мама молилась, я молился, папа молился, я и моя девушка - мы сложили 1000 лебедей из бумаги. И милостью Бога у моей мамы не осталось и следа болезни. Врачи просто не могли поверить своим глазам. Психические заболевания лечатся молитвой, терпением и временем людей, которые окружают психически больных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mariya Shariegina Опубликовано 20 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2008 "Человек расщеплен. Шизофрения - это нормальное состояние человека, по крайней мере, сейчас. Этого, должно быть не было в первобытном мире, но века обусловленности, цивилизации, культуры и религии сделали из человека толпу, разделенную, расколотую, противоречивую. Так как душа человека едина, вся обусловленность разрушает главным образом периферию человека. Но центр остается нетронутым. Именно так человек живет. Но его жизнь превратилась в ад. Все усилие Дзен состоит в том, как отбросить эту шизофрению, как отбросить эту расколотую личность, как отбросить расколотый ум человека, как стать неразделенным, единым, центрированным, кристаллизованным. В вашем нынешнем состоянии о вас нельзя сказать, что вы есть. У вас нет бытия. Вы на шумном рынке. Если вы хотите сказать "Да", немедленно появляется "Нет". Вы даже не можете произнести простого слова "Да" тотально...Таким образом счастье невозможно; несчастье - это естественное следствие расщепленной личности." (Ошо) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Снег Опубликовано 20 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 20 сентября, 2008 Идите к хорошему психологу, врачу. Врачи тоже нужны. Когда человек не способен воспринимать окружающую действительность, его нужно вести к врачу. ... имхо его сначала нужно лечить лекарствами. ОК, спасибо. Именно это я и имел в виду. Грипп - это результат того, что человек лжет другим людям.,а не того, что на него чихнули. Какой смысл обсуждать-то? Действительно, смысла обсуждать никакого нет. Засим позвольте мне пожелать вам всего самого наилучшего. Храни вас Господь. Sita, я полностью согласен с посылкой, но совершенно не согласен с выводом: Таким образом счастье невозможно; несчастье - это естественное следствие расщепленной личности. Счастье возможно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти