Перейти к содержанию

Как изучать духовную литературу.


Timur

Рекомендуемые сообщения

Закрепленные сообщения

Мне кажется тема давно напрашивалась. Изучение духовной литературы - является одним из признаков влияния гуны благости.

Теперь вопрос - как правильно изучать духовную литературу, как ее выбирать, как вообще изучать духовное знание. Какие рекоммендации существует, у кого какой опыт, отчего возникают коллизии (споры в понимании духовной литературы) - все это хотелось бы обсудить.

Изучение духовной литературы - первый шаг на духовном пути. И очень важно, как его сделать - потому, что он решает почти все.

Давайте обсудим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 года спустя...
Остальные сообщения

Все хорошо, но слово как носитель знания не существует в пустоте, слово - это послание, оно существует только в диалоге, в общении.

В общении с КЕМ? В данном случае с Богом, который присутствует во мне, его только надо проявить, явить, прочувствовать, осознать.

я не прав или неточен?

default_clover.gif.fcbef5a8fb54a612329f34d8117ca5c1.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ребят, большая просьба, не отходите от темы

пожалуйста, высказывайте свои мысли, или, что вам близко, из прочитанного у Свами, или ещё где, - Как изучать духовную литературу

как вы сами её изучаете

помогло ли вам в вашей жизни чем-то изучение духовной литературы? как помогло, если помогло, всегда приветствуются примеры собственной жизни

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САИ РАМ.Мир всем.Рыбак поделился "своим методом" изучения духовной литературы.Наверное,нужно пояснить более детально.Когда ,в далеком 1986 году ,впервые прочитал Гиту,то был не согласен со многими ЕЕ положениями ,осбенно,в части касающейся передачи всей ответственности за свою судьбу в руки Господа.Но,в то же время понимал, что причину несогласия необходимо искать в себе ,а не в Святом Писании.И тогда начал размышлять.Размышление должно обязательно сопровождаться минутами тишины ,потому что только в тишине и молчании ума можно услышать "Голос Безмолвия" и получить ответ на твои затруднения.Без сомнения это Голос внутреннего Гуру ,Голос самого Господа.Причина неправильного ,искаженного восприятия Божественного Наставления в нас самих и зависит от нашей способности ,готовности воспринимать Истину.Ну а дальше ,как и говорит Свами,мы должны в своей жизни реализовать заповеданные истины.Нужно помнить выссказывание древних:" Мы становимся тем,во что верим".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И еще несколько моментов.Гита бала прочитана многократно."Синтез йоги " -два раза.Книги Свами по несколько раз.В процессе размышления вспоминешь ,что в том или ином Источнике на эту тему было что-то сказано.Начинаешь искать и потом концентрируешь все свое внимание на данную Идею.Не беда ,если что-то непонятно.Нужно оставить данную мысль и потом внутренняя потребность (внутренний Гуру) вернет твое внимание снова к данной мысли.Может ли рыбак сегодня сказать ,что он знает Гиту? Конечно нет. Говорить так ,значит потакать своему эго.По большому счету Знать это приравнить Знание к принципу "ЧИТ".Это значит-стать тем ,кто мы есть.Единым!Все остальное знание это наше заблуждение относительно Единого.

Значит ли это ,что прочитанная и пока не понятая духовная литература была прочитана(услышена) напрасно? Вовсе нет.Вспомним про подготовительные 20 ударов молотом по камню.Ничто не проходит бесследно и не делается напрасно. С братской ко всем любовью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

рыбак, спасибо!

мне созвучны твои размышления

но всё же, что нам мешает правильно понимать то, о чём говорится в духовных книгах?

выше Четна ссылался на книгу Свами СУТРА ВАХИНИ, приводя слова Свами о том, когда можно приступать к изучению духовной лит-ры :

07.04.2008 в 19:56, Четна сказал:

... в Брахма Сутре (Саи Баба) ... в самой первой "Атхаата Брахма Джижнясу" можно обнаружить ответ, "когда" следует читать-постигать духовную литературу(брахман) ... именно "когда", а не "что" ... когда все же???? -- "после" получения надлежащей подготовки ... после получения - "вивеки", "вайрагья", "6-ти благих добродетелей" и т.д.

на днях нашла эту главу, на которую ссылается здесь Четна

вообще-то, Свами там говорит не совсем об изучении литературы, или даже, можно сказать, совсем не о ней, хотя, конечно, где-то на заднем плане она подразумевается

в этой главе рассматривается вопрос о том, когда у человека может возникнуть “устремление понять природу Брахмана” - “Брахма Джиджнааса”

и, в частности, там говорится:

default_clover.gif.83df69089fccaf863471755101f7edf7.gif

       .. самая первая сутра подчёркивает следующий урок: тот, кто посвящает свою жизнь познанию Атмы, которая является его сущностью, должен обладать добродетелями, а они должны формировать его поведение и контакты так, чтобы они были священными. Потому что нет более высокого знания, чем добродетельный характер. Поистине, характер – это сила. Для человека, потратившего годы на обретение высшего знания, хороший характер, среди всего остального, является обязательным требованием. Каждая религия подчёркивает ту же самую необходимость, не как свойственную именно этой религии, а как саму основу духовной жизни и поведения. Те, кто живут по этим принципам, никогда не попадут в беду. Они будут наделены святыми достоинствами.
       Добродетели – это наиболее эффективные средства для очищения внутреннего сознания человека на всех уровнях, ибо они побуждают человека обнаруживать, что делать и как делать. Только тот, кто заслужил хорошую судьбу, сможет претендовать на совершенство в различении.

и из этого вытекает, всем давно известная истина, хотя звучит она здесь совершенно как-то по-новому, что если человек хочет познать Брахмана, ему необходимо развивать добродетели ( Свами там перечисляет, какие именно, и как)

и то есть, действительно, как уже выше говорили, чтобы правильно понимать то, что говориться в духовной литературе о Брахмане, необходимо, в первую очередь, развивать добродетельный характер

это базис, на котором строится всё остальное изучение духовной литературы

и отсюда вытекает ещё один интересный момент: что к духовной литературе мы можем отнести далеко не все те книги, которые привыкли причислять к духовным Laie_21.gif.c230d1233ef45113f27f7e9c2113cdf2.gif Laie_21.gif.c230d1233ef45113f27f7e9c2113cdf2.gif Laie_21.gif.c230d1233ef45113f27f7e9c2113cdf2.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САИ РАМ. МИР ВСЕМ.С вашего позволения начнем по порядку.Рыбаку представляется такая картина.Для понимания духовных истин в первую очередь ,действительно ,необходим хороший характер. Характер,как известно,это то,что мы привносим в нашу жизнь из предыдущей.Это тот духовный опыт , тот итог, котрый мы накопили за предыдущие воплощения. Рыбаку представляется, что в нашей жизни не существует никакого другого опыта , кроме духовного. Относясь к ступени слуги и на протяжении тысечелетий возлегая на берегу озера , валун получает свой духовный опыт. Такова его дхарма и он безукоризненно ее выполняет. В этом его сатья - добродетель и соответственно шанти , ахимса и према. В этом его Мадхавасева. Если мы не понимаем языка камней , то это вовсе не означает, что им нечего нам сказать. Характер же человека, даже если он сварливый и непривлекательный, есть результат долгого духовного поиска. И благословенен тот, в ком проснулся Зов, кто пытается найти ответы на томящие его вопросы в литературе.

Что касается духовности литературы, то по мнению рыбака, если в ней говорится о ДУХЕ, то она духовна. Все мы разные и для каждого из нас Господь приготовил свой путь Его поиска. Под ЕГО руководством, в качестве внутреннего Гуру, мы встречаем ту литературу, которая нам неоходима сегодня.

Исходя из этого необходимо в первую очередь развивать характер через развитие добродетелей. Но что это означает? Это означает беспощадную войну (битва на поле Курукшетра) со своим эго. Это оно мешает понимать нам сокровенные истины духовной литературы. С любовью ко всем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дорогой Брат, думаю, всё же, не вся литература, в которой говорится о Духе, духовна

книги по чёрной магии тоже изучают Дух, но не думаю, что эту литературу можно отнести к духовной

и именно эгоизм притягивает людей к такого рода сочинениям

насчёт эгоизма ты, конечно, совершенно прав

и, вообще, очень согласна, что сказал насчёт духовного опыта, - вся наша жизнь есть духовный опыт, но только к сожалению многие это не осознают, а пока этого осознания нет, продвижения по духовному пути тоже практически нулевое, человек вращается в колесе бесконечных перерождений, повторяя одни и те же ошибки, пока не созреет наконец внутри желание понять, что же происходит, и тут книги очень могут помочь

вообще, очень нравятся два высказывания о книгах, двух, достаточно известных среди духовных искателей, людей

уже несколько лет назад постила эти отрывки где-то у нас на форуме, и хочу в этой теме привести их ещё раз

они взяты из Предисловия к книге "Две Жизни" Конкордии Антаровой

* * *

Книги являются проводниками внутреннего света и поучают нас, как подойти к нему; но постигнуть их мы способны лишь тогда, когда дошли до этого знания собственными усилиями"

Свами Вивекананда, Философия Веданты. Вдохновенные беседы.

* * *

"Существует такая особенность ума и его деятельности: вы способны понять только то, что уже внутренне знаете, что находится внутри вашего собственного "я". В прочитанной книге поражает всегда то, что вы уже знаете глубоким внутренним чувством.

Когда человек встречается с замечательной книгой или с прекрасным учением, можно часто от него услышать : "На этих страницах я нашёл именно то, что всегда чувствовал и знал. Но я не мог выразить это так прекрасно и просто".

Встретив книгу, хранящую в себе подлинное знание, человек находит в ней прежде всего самого себя и с каждым новым прочтением открывает новые и новые истины, не замеченные им сразу, - каждый раз ему открывается новая сфера знаний, ускользавшая от него ранее. Это происходит потому, что книга, попавшая в его руки, не просто случайность - она затрагивает те слои знания, которые в подсознании уже давно ждут своего выражения.

Это знание может прийти к нему не только через книгу, оно может быть передано другим человеком, лучше владеющим средствами выражения, чем он. И стоит ему только услышать об этом знании, как он сразу же понимает его и чувствует, что оно является истиной. Так что, если кажется, что знание пришло к вам извне, знайте, что это просто способ выхода наружу того знания, что находится внутри вас..".

Солнечная тропа. Фрагменты из работ Матери и её бесед с учениками.

всё Знание заключено внутри нас самих, и только мы сами мешаем ему своим эгоизмом проявить себя

..Так что, если кажется, что знание пришло к вам извне, знайте, что это просто способ выхода наружу того знания, что находится внутри вас. ..

love:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САИ РАМ.Мир всем.Абсолютно согласен с приведенными цитатами.Хотелось бы только показать их с другой стороны.Чем больше мы размышляем ,чем более утончаем ,уничтожаем свое эго,тем более глубокие истины готовы воспринять. Подобное видит подобное.Мы воспринимаем то ,до чего дошли сами. Нашим самым главным препятствием во все времена было и остается наше эго.

Еще в прошлый раз хотел сказать,что могут быть события с казалось бы нулевым духовным опытом.Но и этот результат так же не случаен ,а положителен по своей сути.Что касается чернокнижия,где упоминается Дух,то рыбаку представляется ,что речь в таких изданиях идет о духах,а не о Духе. Кроме того,садхак ,читая такие книги применяет ,практику "Нети_-нети" .А это и есть духовный опыт.Если же человек с головой окунулся в данную тематику и стал адептом черного пути ,то духовный опыт не приобретается,а остается на нулевом уровне.Господу же одинаково дороги и святой и заблудшая овца.Значит ,эта овца должна была получить именно таковой опыт ,дабы придти ,встать на путь к Духу.

И еще один маленький момент.Рыбаку представляется,что даже не осозновая своей духоной сути,человек с Начала Времен постоянно приобретает духовный опыт.Это проявляется в пробуждении зачатков нравственности ,долга по отношению к другим людям и пробуждении совести.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

САИ РАМ.Мир всем.Не хотелось бы надолго привлекать ваше внимание к своим выссказываниям,но вот что необходимо добавить."Экам эва адвитьям Брахма"-Есть только один Господь ,без второго.Нет ничего,что бы не было Духом.Поэтому любой опыт в проявленном мире по своей сути духовен.Со своей человеческой колокольни мы видим мир дуальным.Мы разделяем зерна от плевел,добро и зло, хотя это только разные ипостаси одного и того же Духа.То что сегодня нам может казаться нулевым духовным опытом или вовсе мы видим отсутствие такогого,с точки зрения Духа выглядит только Божественно и никак иначе.

Вернемся к изучению духовной литературы.Рыбаку представляется чрезвычайно важным в этом процессе стадия размышления.Без нее духовная литература ,как и духовные истины останутся для нас закрытыми за семью печатями.Под размышлением необходимо понимать не только обрамление какой-то идеи в мысли,но и концентрация внимания на этой идее,а также стремление(а по сути самая лучшая молитва) ее понять.Помнится, рыбаку долго был непонятен эпизод из Гиты ,когда Арджуна должен был поднять меч против своих родственников и учителей. Думалось ,что будь ты сам на месте Арджуны,то никогда этого бы не сделал.Лучше погибнуть самому.Таковы представления нормального человека ,считающего себя делателем в этом мире. И только после многократного прочтения Гиты и множества другой литературы ,в том числе и работ Вивекананды и Матери ,появилось стремление ,мечта стать орудием, Флейтой в руках Господа.Вот тогда пришло и понимание вышеупомянутого эпизода из Гиты.Только когда мы сами в своем развитии осилим какие-то Вершины Духа ,то с легкостью сможем увидить ,распознать их в духовной литературе.Ключ от Врат Духа в наших собственных руках.Размышления на духовные темы должно происходить не от случая к случаю ,а постоянно.Каждая наша мысль ,направленная к Духу,это маленькая ступенечка в верх по лестнице ,ведущей в Его Обитель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 лет спустя...

    "Когда на нас Он изливает водопад Любви, 
     Мы жаждем к этому Источнику поближе оказаться, 
     И рядом с Ним успокоенье обрести, 
     Ловя любое Его слово, дарящее блаженство, 
     Для нас оно – как нежный материнский поцелуй, как звук шагов отца. 
     Во всем, что говорит Он, кроется для нас урок. 
     И в восхищенье замираем мы, блаженство неземное ощущая. 
     Когда вкушаем эту сладость неземную, 
     Мы расширяем горизонты своего сознанья, 
     И никого уже не можем ненавидеть, 
     Лицо соседа кажется родным и близким, 
     Печали и невзгоды навсегда уходят, 
     Их тяжкий груз спадает с наших плеч, 
     И страх, и неуверенность в себе бесследно исчезают. 
     Его слова находят отзвук в нашем сердце, 
     Его присутствие мы ощущаем и в себе, и в каждом человеке, 
     Он говорит, как в этой пьесе нам играть, 
     Но если вдруг собьемся мы с пути, 
     Он тут же нам на выручку приходит. 
     Когда Он прячется от нас, Его мы ищем, 
     Когда мы прячемся, Он тут же нас находит 
     Он – наше все, Он – наше Солнце и Луна, 
     Успех и пораженье, боль и радость. 
     Давайте же все вместе Его речи слушать и учиться, 
     Чтоб обрести Его любовь и милость"

 Сатья Саи говорит, том XVII, глава 1

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, всегда сказал:

    "Когда на нас Он изливает водопад Любви, 
     Мы жаждем к этому Источнику поближе оказаться, 
     И рядом с Ним успокоенье обрести, 
     Ловя любое Его слово, дарящее блаженство, 
     Для нас оно – как нежный материнский поцелуй, как звук шагов отца. 
     Во всем, что говорит Он, кроется для нас урок. 
     И в восхищенье замираем мы, блаженство неземное ощущая. 
     Когда вкушаем эту сладость неземную, 
     Мы расширяем горизонты своего сознанья, 
     И никого уже не можем ненавидеть, 
     Лицо соседа кажется родным и близким, 
     Печали и невзгоды навсегда уходят, 
     Их тяжкий груз спадает с наших плеч, 
     И страх, и неуверенность в себе бесследно исчезают. 
     Его слова находят отзвук в нашем сердце, 
     Его присутствие мы ощущаем и в себе, и в каждом человеке, 
     Он говорит, как в этой пьесе нам играть, 
     Но если вдруг собьемся мы с пути, 
     Он тут же нам на выручку приходит. 
     Когда Он прячется от нас, Его мы ищем, 
     Когда мы прячемся, Он тут же нас находит 
     Он – наше все, Он – наше Солнце и Луна, 
     Успех и пораженье, боль и радость. 
     Давайте же все вместе Его речи слушать и учиться, 
     Чтоб обрести Его любовь и милость"

 Сатья Саи говорит, том XVII, глава 1

Михаил, переместила это поэтическое высказывание в эту тему, посвящённую тому, как изучать духовную литературу, думаю оно тут будет к месту

а убрала это высказывание из раздела "Сатья Саи говорит" потому, что это не слова Бхагавана, они же там написаны в Аннотации, а не в 1-й главе, как ты указал выше, да и стоит хотя бы посмотреть английский источник этого тома "Сатья Саи говорит. 1984 год, 17-й том" - https://www.sssbpt.info/ssspeaks/volume17/sss17-01.pdf  он начинается без всяких стихов

и потом, не думаю, что Свами стал бы так превозносить Себя, такими словами, которые высказаны здесь выше
да! Он говорил о Себе, но совсем не в такой форме 2012f369465746c88e385aa8cffda6b0.gif.2ad06bcd8e5ef7276e4034a32cf2052f.gif.9a8499fc933c7097d5d7546f1b5d5301.gif.472efcddb7ab510884321f397e6454f2.gif

  • Нравится 1
  • Супер 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, всегда сказал:

Сатья Саи говорит, том XVII, глава 1

и ещё хочу уточнить, что этот том выпущен на русском языке в форме книги вот с таким названием "Власть над самим собой как источник силы и могущества"

и слова в стихах, приведённые здесь выше Михаилом, написаны в Предисловии к изданию этой книги на английском языке (смотреть ниже в скрытом тексте) :
default_clover.gif.2240d1b3d495b31a283fdfaab753321b.gif

Скрытый текст

«Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Власть над самим собой как источник силы и могущества»: Амрита; Москва; 2012; ISBN 978-5-413-00745-7

Аннотация

В этом томе вдохновенных бесед духовного учителя и чудотворца, Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, вы сможете раскрыть для себя тайны Бытия, и, возможно, прийти к понимаю того, каким путем должен следовать человек, чтобы обрести мир в душе, пребывать в гармонии и быть единым с Богом. Какие бы священные писания человек не изучал, какими бы духовными практиками не занимался, пока ему не удастся очистить сердце, жизнь его будет пустой и бессмысленной. Исходя из примеров нашей повседневной жизни, а также проводя параллели с прошлым, Саи Баба дает советы и наставления, как следовать истинному пути и жить счастливой, полноценной жизнью.

Шри Сатья Саи Баба "Власть над самим собой как источник силы и могущества"
© Sri Sathya Sai Books and Publications Trust, 2011
© Организация Шри Сатья Саи русскоговорящих стран, 2011
© Оформление. ООО «Амрита», 2012

Предисловие к изданию на английском языке

В мире число последователей дхармы  и адхармы  непрерывно растет. Адхарма  неразрывно связана с митьей  (заблуждением), а митья  – это ни правда, ни неправда. В результате такого союза на свет появилось два ребенка: сын по имени ахамкара  (эгоизм) и дочь – моха  (безрассудная страсть). Ахамкара  и моха  – дети невежества, они не способны отличить верное от неверного. Греховный союз между ними закончился рождением лобхи  (жадности) и ванчаны  (обмана), а также ишайи  (ревности) и кродхи  (ненависти). Те, в свою очередь, произвели на свет битхи  (страх) и мритью  (смерть). Весь этот род известен как адхарма сантхати  (потомство неправедности). В этом роду все союзы были нечестивыми.

Теперь о потомстве дхармы  (праведности). Дхарма  вышла замуж за великую душу по имени Сатья  (истина). От их союза родилось восемь детей. Это – шраддха  (серьезность), даяйя  (сострадание), шанти  (внутренний мир), пушти  (процветание), шантушти  (удовлетворенность), вриддхи  (прогресс), ладжа  (скромность), гоуравам  (честь) и мукти  (освобождение). Каждый должен определить, к какой генеалогической линии он относится. По-видимому, 90 % людей в мире принадлежат к потомству митьи  и адхармы .

Если мы будем придерживаться дхармы , то Бог, пребывающий в нас, спонтанно проявится. Нельзя сводить дхарму  только к словам. Человек считается воплощением праведности, но он не будет достоин этого звания, если не начнет ее во всем проявлять. Нужно понимать, что достижение единства с Богом является целью человеческой жизни. Следовательно, долг человека укреплять веру в Него. С ростом веры, если вы будете вести жизнь, исполненную дхармы, сатьи  и нитхи  (праведности, истины и справедливости), вы скоро достигните истинной цели жизни. Человек, не следующий дхарме , напрасно живет на земле. Богатство, которое, он может накопить за свою жизнь, не последует за ним, когда придет время оставить этот мир. Гораздо важнее обрести милость Бога. Углубляйте любовь к Богу и вы испытаете блаженство, запредельное всяким словам.

Абботсбери, Мадрас, 19 января, 1984 г.

Когда на нас Он изливает водопад Любви,
Мы жаждем к этому Источнику поближе оказаться,
И рядом с Ним успокоенье обрести,
Ловя любое Его слово, дарящее блаженство,
Для нас оно – как нежный материнский поцелуй, как звук шагов отца.
Во всем, что говорит Он, кроется для нас урок.
И в восхищенье замираем мы, блаженство неземное ощущая.
Когда вкушаем эту сладость неземную,
Мы расширяем горизонты своего сознанья,
И никого уже не можем ненавидеть,
Лицо соседа кажется родным и близким,
Печали и невзгоды навсегда уходят,
Их тяжкий груз спадает с наших плеч,
И страх, и неуверенность в себе бесследно исчезают.
Его слова находят отзвук в нашем сердце,
Его присутствие мы ощущаем и в себе, и в каждом человеке,
Он говорит, как в этой пьесе нам играть,
Но если вдруг собьемся мы с пути,
Он тут же нам на выручку приходит.
Когда Он прячется от нас, Его мы ищем,
Когда мы прячемся, Он тут же нас находит
Он – наше все, Он – наше Солнце и Луна,
Успех и пораженье, боль и радость.
Давайте же все вместе Его речи слушать и учиться,
Чтоб обрести Его любовь и милость.

по указанной выше ссылке на название книги там же можно её и скачать в Ворде

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо огромное, вот так, благодаря нашему Форуму неожиданно для себя и находишь отличную книгу. Класс, пошла читать. 

Я вчера неожиданно для себя на канале Культура услышала и про новую книгу Салмана Рушди, "Кишот", это от Дон Кихот на индийский манер, вы наверное знакомы с творчеством этого удивительного индийского писателя, знаменитого романом Дети полуночи, и другим, где упоминается пророк Мухаммед, за голову Салмана Рушди исламские радикалы обещают миллион долларов и он вынужден жить на территории шведского посольства долгие 18 лет. Но что это я, тема про другое, просто навеяло синхронностью появления значимых для меня книг. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...