Перейти к содержанию

Чайтанья и Харидас


всегда

Рекомендуемые сообщения

     Однажды нищий в лохмотьях, с нечесаными во­лосами и грязным телом пришел к Чайтанье и, оста­новившись на пороге комнаты, стал медитировать с закрытыми глазами. Чайтанья, увидев его, подошел к нему и спросил: «Кто ты? Ты можешь войти внутрь». Услышав эти мягкие и приветливые слова, нищий открыл глаза и скромно ответил: «Свами, я недосто­ин войти в твою комнату. Я презренный человек из касты чандалов (неприкасаемых). Я сделаю негод­ным и грязным твое святое жилище».
     Чайтанья, улыбаясь, подошел ближе и с любовью сказал: «Сын мой, никогда не говори, что ты бедный, презренный или недостойный. Кто жалок и кто свят на этой земле? Все святы, поскольку один Бог сияет в сердце каждого. Поэтому, пожалуйста, входи без стеснения».

     Но нищий по-прежнему стеснялся войти внутрь, и тогда Чайтанья спросил его о цели визита. Посети­тель ответил: «Свами, я постоянно повторяю имя Бога, но я чувствую, что оно не имеет чайтаньи (ду­ховной силы), так же и человек в состоянии комы жив, но не имеет сознания. Я, наверное, механически повторяю имя Бога и не получаю божественного опы­та. Я пришел к тебе с надеждой, что если ты иници­ируешь меня каким-нибудь именем Господа, оно бу­дет иметь духовную силу и я буду извлекать пользу из произнесения этого имени».
     Чайтанья ответил: «Все имена Бога полны чайтанъи (божественной силы). Имя Бога всемогуще и блистательно. Поэтому ты неправ, недооценивая эф­фективность любого имени Бога. Однако для твоего удовлетворения я дам тебе мантропадешу (инициа­цию священной формулой), как ты хотел. Пожалуй­ста, войди в комнату». Гость медленно вошел в ком­нату, исполненный смирения, стеснения, страха и сел в углу. Заметив его состояние, Чайтанья мягко сказал ему: «Сын мой, почему ты так боишься? Сво­бода и бесстрашие - права каждого человека с рож­дения. Свобода - твоя истинная природа, зачем ты даешь волю страху? Ты должен осознать Атмическую силу за всеми мыслями и изгнать страх».
     Говоря так, Чайтанья подходил ближе и ближе к нищему. Видя это, нищий заплакал в тревоге: «Сва-ми, не касайся меня. Если ты коснешься меня, мы оба будем виноваты в нарушении традиционных норм общества. Я говорю это потому, что сейчас зима, и, если ты коснешься меня, тебе придется омыться в холодной воде, что может повредить твоему здоро­вью. Я принял тебя как своего гуру, а, согласно Писа­ниям гуру поистине Бог, и я совершу грех против Бога, причинив тебе какой-либо вред. Я пришел по­лучить от тебя наставления и помощь, но не вредить тебе. Из-за моих грехов в прошлой жизни я теперь родился как неприкасаемый. Я не хочу добавлять к грузу своих грехов еще один, позволив тебе дотро­нуться до меня».

     Услышав это, Чайтанья возразил: «Что ты за глу­пец! Соблюдая неприкасаемость, игнорируя боже­ственность, внутренне присущую каждому существу, ты только выказываешь свое невежество. Бог не раз­личает касты и веры. Для любого из пяти элемен­тов - земли, воды, огня, воздуха и эфира, которые появились из Бога, не существует каст. Люди раз­личных каст и вероисповеданий одинаково делят дары природы, предлагаемые пятью элементами. Поэтому нет необходимости соблюдать различия в касте и вере. Подойди ко мне».
     Однако нищий не мог побороть свой страх, по­скольку питал его с детства. Это показывает, что такие чувства, как страх, любовь, ненависть и т. п. прочно укореняются в человеке, если они знакомы ему с раннего детства. Чайтанья сказал нищему: «Бог не награждал человека страхом. Только наши собственные слабость и несовершенство порожда­ют страх. Тот, кто не совершал неправильных или дурных поступков, не будет знать страха и, следо­вательно, не будет нуждаться в защите. Бесстра­шие - отличительная черта божественности. Чело­век может стать бесстрашным, следуя путем тъяги (отречения или жертвенности). Например, если ты носишь с собой драгоценности, повод для страха есть. Но если ты откажешься от этих ценностей, ты будешь свободен от страха, где бы ты ни был, даже в джунглях, кишащих разбойниками. Мой дорогой, твоя истинная природа - абсолютное бесстрашие при любых обстоятельствах. Оставайся верен сво­ей природе».

     Говоря это, Чайтанья обнял нищего. Но тот стал трястись от смешанного чувства блаженства и стра­ха: блаженства от объятий такого великого святого как Чайтанья и страха от ложного мнения, что Чай­танья осквернится от физического контакта с ним. Он заплакал: «О Свами, не дай моим грехам запят­нать тебя». Смеясь над этим, Чайтанья убежденно сказал: «О невинный, ты и я сейчас стали одним. Мы больше не разделены». Говоря это, Чайтанья обнял его еще раз и шепнул ему на ухо имя Бога. Имя вошло прямо в сердце старика и так изменило его, что он воскликнул в экстазе: «Свами, нет никого счастливее меня. Я сейчас стал святым и чистым. Я избавился от ложного убеждения, что я есть толь­ко тело, состоящее из пяти элементов, и понял свою настоящую сущность благодаря твоей милости и ми­лости имени Бога, которое ты дал мне».
     Жизнь человека становится священной, если он хранит как сокровище имя Бога в своем сердце, пол­ном любви. Если нет любви к Богу, все так называе­мые духовные практики бесполезны. Различные ду­ховные дисциплины нужны только для очищения сердца. Когда сердце становится чистым, нет необ­ходимости изучать Писания или заниматься духов­ными практиками. Объясняя это, Чайтанья призвал своего нового последователя отбросить страх с этого мгновения. С этих пор бродячего нищего стали на­зывать Харидаса.
     Какова мораль этой истории? Мы должны от­вергнуть все различия, основанные на чьем-либо рож­дении или положении в жизни, и воспевать имена Господа с большой любовью и преданностью. Сначала Имя должно смягчить сердце преданного. Только потом оно смягчит сердце Господа и Он прольет на преданного Свою милость. Богу неважно, как долго и каким путем вы практикуете садхану. Он требует только чистой, искренней и сильной любви к Нему

Сатья Саи говорит, том XXVI, глава 9 "Чайтанья и «неприкасаемый"

Лекция 16-03-1993
в которой Бхагаван избрал темой
эпизод из жизни Чайтаньи Махапрабху
чтобы подчеркнуть то, что Божий человек
поднимается выше различий в касте и вере

 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...