Елена Волкова Опубликовано 26 февраля, 2014 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2014 Саи Рам Однажды случилось мне оказаться в Музее современной истории (что стоит в Москве рядом с площадью Пушкина). На входе в зал меня привлек портрет Свами, которые был выполнен при помощи штампа... Имя того художника было Фридон Асланян. Предлагаю вашему вниманию интервью с ним... Фридон Асланян: "У меня каждый день – Новый год" Художник родился в 1938 году в городе Ереване. В 1963 году окончил архитектурный факультет Ереванского политехнического института. Профессиональную деятельность начал в мастерской академика архитектуры Джима Торосяна. Асланян известен в России и за ее пределами как архитектор, дизайнер, автор многочисленных проектов, как живописец и график. География его архитектурных проектов обширна: крупномасштабный проект зоны отдыха в Ереване, мемориал выдающегося астрофизика В.А. Амбарцумяна в Бюракане, градостроительный проект площади Октябрьской революции в Брянске, комплекс ресторана «Армения» и магазина «Арарат» в Мордовии, признанный лучшим проектом СССР 1986 года, ряд профилакториев и пансионатов в Сочи, Агавнадзоре и Старом Норке, проект посольства Армении в Туркменистане, реконструкция музея г. Еревана, экспозиция памятника архитектуры XVIII века в Москве – Лазаревского института, а также портреты его основателей. Как художник Ф. Асланян дебютировал в 1964 году, победив на республиканском конкурсе плаката на тему «Студенческая весна». Начиная с 1972 года Фридон Суренович создает серию графических работ по городским сюжетам, которые были навеяны впечатлениями от поездок в Финляндию, Чехию, Англию, Индию и на Цейлон. Отдельными явлениями творческой биографии Ф. Асланяна стала серия портретов, выполненных битумом (режиссер Параджанов, композитор Хачатурян, скульптор Тер-Арутюнян и др.), и серия трансцендентальных картин, которые можно отнести к абстрактной живописи. Фридон Асланян является членом Союза архитекторов (1970), Союза художников (1978), Союза дизайнеров (1978) Армении и России, академиком РАЕН, академиком европейской и французской академий искусств. – Фридон Суренович, Вы сказали, что для Вас новый год начинается 25 декабря. И я задумалась – почему? Если имеется в виду Рождество, то почему католическое? – Нет, это моя личная дата. 25 декабря 1958 года, когда мне было всего 20 лет, я пережил клиническую смерть. Все из-за неправильного диагноза, была операция. Я помню, как все это проходило. Тоннель, полет – все, как это обычно описывают. Возвращение было страшно тяжелым. Был момент, когда не хотелось возвращаться, но надо было, потому что так было решено. Наверху меня встретила очень добродушная женщина, которая сказала: «Молодой человек, подождите, скоро будет решаться ваш вопрос». Там было так легко... А потом я буквально шлепнулся на землю и ощутил, как же здесь тяжело. Мое сознание начало проясняться, и я начал понимать, что это воздух, а это – вода. Потом: мама, папа – и начал все вспоминать. – Значит, в 20 лет Вы родились заново. А рисовали Вы с детства? – Частично. Не было вокруг меня среды соответствующей, чтобы рисовать. И мне казалось, что предо мной – чрезмерно большая стена, через которую надо пройти, и что это почти невозможно. Но мне счастье всегда улыбалось, и в жизни, и в профессии. – Однако чтобы поступить в архитектурный, надо очень хорошо владеть рисунком. Во всяком случае, так было в советское время. – А я не поступал в архитектурный. Я поступал на ПГС, промышленно-гражданское строительство, в Ереванский политехнический, просто потому, что так получилось. Я все сдал без проблем – математику, другие дисциплины, но в те годы там был еще и экзамен по рисунку. И вот я сижу на экзамене, рисую пирамиды, шары и прочие фигуры. И тут преподаватель подходит ко мне и говорит: «Молодой человек, это же не Ваше место, почему Вы пришли сюда? Посмотрите, как Вы рисуете!». Это была Веик Джалаловна Тер-Григорян, выдающаяся художница, родом она была из Карабаха, из Шуши. Она меня «перенаправила», и я просто перешел на архитектурный факультет. Более того, она стала моей наставницей, моей духовной матерью. В 62 года она ушла из жизни. Веик меня открыла мне самому. Это была необыкновенная женщина, не из этого мира абсолютно. И ее так любили… После ее смерти были открыты две выставки ее работ в национальной галерее, сейчас я готовлю еще одну. После смерти Веик мне досталась часть ее работ – порядка 30 картин и книг, которые я хочу выставить в своей галерее в Ереване. – И тогда же Вы родились как художник? Как Вы начали всерьез рисовать? – Как только я начал – это уже было тако-о-е состояние… Я просто улетал. Я рисовал все. Через год родители меня «премировали», и я поехал в Санкт-Петербург. И там я перерисовал практически все скульптуры Петродворца! До сих пор эти рисунки сохранились. – У Вас было множество выставок в России и за рубежом – США, Аргентина, Бразилия, Чехия, Германия, Франция, Бельгия, Люксембург… Недавно в Москве состоялась Ваша персональная выставка «Портреты в пятом измерении». Среди Ваших работ – целый ряд портретов всемирно известных восточных гуру. Их влияние на Вашу жизнь было велико? – Да. Я много искал, много странствовал, встретил на своем пути многих духовных учителей. Так получилось, что после клинической смерти я стал серьезно заниматься восточной философией, пранаямой, хатха-йогой. Через три года я мог довести свое сердцебиение до 20-15 ударов в минуту, произвольно менять давление. Это не было самоцелью, но было весьма эффектно и интересно. Занимался я постоянно. Один мой приятель из Израиля, мы с ним часто перезваниваемся, до сих пор вспоминает один забавный случай. Мы были вместе в Хельсинки, и ночью в гостиничном номере он просыпается и вдруг видит перед собой… ноги. Что такое, думает, мираж, галлюцинация. Закрывает глаза, открывает – да, ноги! А это я стоял на голове. Вообще, каких только чудес со мной не происходило в поездках. Как-то раз в Германии один совершенно незнакомый человек, баптист, пристально на меня смотрит, потом подходит и говорит: «Вы – армянин! Сейчас я принесу Вам Ваши книги!». Убегает и приносит мне две книги – Старый и Новый Завет. И я стал читать эти книги. И, надо сказать, именно после восточных учений мне стала открываться Библия. – А ведь, казалось бы, Вам, как армянину, было бы естественней начать с Библии… – Возможно, если бы я жил в другое время, судьба моя сложилась бы так, что я попал бы в духовную семинарию. Но все так сложно перемешано, все линии, семейные в том числе. У бабушки все братья были дашнаками, все где-то служили. Дед, Баграт Алекян, был одним из 10 советников Католикоса, притом что его сын был секретарем ЦК комсомола Армении. Ребенком он меня брал с собой, когда ездил в Эчмиадзин. Я видел, как дома дед ночью вставал, молился, крестился, но не понимал тогда, что это он делает. Вообще в советское время все это было очень замкнуто, закрыто. Особенно то, что касалось традиционных конфессий. Железный занавес… – А Индия сквозь этот занавес проходила? – Индия потоком идет, независимо от того, какую религию ты принимаешь. – Йога, как путь, Вам ближе? – Нет, мне ближе Бог… Мы все идем к Нему – и Он нам открывается. А где – это не имеет значения. Ты где-то в Араратской долине будешь, или где-то в Италии, или в Тибете, или в Гималаях. И все взаимосвязано, у всего – единый источник. Я в очередной раз убедился в этом, когда производил обмеры Гандзасарского монастыря. Все великие храмы строились… не скажу, что по одним чертежам, но везде соблюдались одни и те же пропорции. Можно сказать, божественные. Поверьте мне, как архитектору. – А с какой целью производятся подобные обмеры? – С целью сохранить, зафиксировать – для истории, для потомков, для того, чтобы можно было восстановить в случае разрушения. Я со своими помощниками каждый сантиметр этих стен промерял. Работа эта шла с 1975 по 1978 год. – Многие духовные искатели слишком отрываются от земли, уходят в асоциальность. Но Вы – нет. Вы реализовались как архитектор, как художник. Как Вам удалось совместить эти пути? – Мне мои практики как раз помогли. Я стал внутренне более дисциплинирован, мне стало легко концентрироваться – не только на мысли, а на творческом процессе. Стали как-то сразу удаваться довольно сложные вещи. Во-первых, архитектурные проекты. Когда я начинал, я счастливо попал к Джиму Петровичу Торосяну, это один из замечательнейших архитекторов мира, академик. Из института меня сразу направили в Ереванпроект работать. Первый объект, который был сделан мною – это учебно-спортивная база в Агавнадзоре, в Голубином ущелье. Джим Петрович мне говорил, как итальянцы пришли в мастерскую, увидели мои графические эскизы и спрашивают: «А где можно видеть это футуристическое произведение»? Это в те-то годы. Идея приходила мгновенно, нужно было только ее реализовать, что мне тоже удавалось. Так было и с куклами, например. Григорий Асратян, мэр Еревана, пришел к нам и говорит: «Ребята! Еревану – 2750 лет в следующем году. Думайте, что мы будем делать по архитектуре». А я плюс к архитектуре подумал: а вот люди придут – что их может заинтересовать как сувенир? И за это время я изучил этнографию костюма турецкой Армении, персидской Армении, и русской Армении. И в 68-м году родились мои куклы. – То есть Ваши знаменитые куклы, которые сейчас известны во всем мире, были изначально задуманы как сувениры к выставке? – Да. Причем я сделал не один-два, а сразу 40 таких образов создал, которые были перенесены на дерево, шпон. До сих пор я удивляю этой технологией, особенно японцев и китайцев. Они активно работают со шпоном. С ним очень трудно работать, как его ни клей, он все равно ломается. Я своих кукол делаю иначе. Японцы с интересом смотрят на мои работы, но они не могут понять технологию. – Новые технологии – это вообще, судя по всему, Ваш конек. Портреты печатью, портреты битумом… Так и хочется спросить: как Вам такое в голову приходит? – Да это не голова, это интуиция. Захожу как-то в нашу мастерскую, вдруг вижу – лежит штамп. Такие штампы ставили на типовые проекты: «Объект такой-то». Почему я заметил его – не знаю. И я начал использовать его для портретов, и понял, что я рублю портрет этой формой, я не рисую. А как-то раз попалась круглая печать, театральная, ею выполнен портрет актера Соса Саркисяна. И математик, наблюдавший за процессом, вдруг говорит: это же ты раскрываешь тему диссертации доктора математических наук Сергея Мергеляна – за счет кривых линий создаешь пятое измерение! – Этот процесс был неоднократно запечатлен, даже показан по многим телеканалам, Вы «штамповали» портрет Эндрю Уилсона. Это действительно просто завораживающее зрелище. А как возникла битумная технология? – А здесь у меня вышло так – я получаю как-то огромное количество бумаги астралюкс, она с двух сторон полированная. Карандаш, тушь, акварель на нее не ложатся. Но я беру прессованный битум, он используется для изготовления офортов, увесистая такая штука полукруглой формы, и я ее – шлеп – одним махом на лист. И битум оставляет след, не жесткий, а какой-то воздушный. И когда уже накладывается слой на слой, я беру бритву и начинаю срезать, моментами снимать – тогда этот битум начинает играть. Я назвал это битумной технологией. – Еще Вы делали серию портретов основоположников Лазаревского института восточных языков, там тоже все было непросто… – С этого, собственно, и начались у меня портреты. В 87-м году, когда было начато оформление музея Лазаревых в Москве, Григорий Асатян дал мне задание нарисовать портреты основоположников Лазаревского института и поручил подготовить экспозицию. И я в течение года сделал сорок портретов основоположников института. Какой-то эскиз мне давали, и я по этому следу нащупывал портрет… Потом я сделал по ним клише, затем – тиснение выполняли, вручную. Меня тогда назначили главным архитектором одного из проектных институтов, и вот мой помощник прижимал тяжелую цинковую пластину к бумаге, между ними клались листы сусального золота. Уникальные работы получились. Известно, что с Лазаревским институтом так или иначе связаны многие имена, в том числе Пушкина, Достоевского, Станиславского, Тургенева… Какое открытие без их портретов? Я сказал: идите в универмаги, там сидят люди, которые гравируют надписи на стеклах. Дайте им денег на три дня и заберите у них инструмент. И я гравировкой на стеклах за 3 дня сделал четыре портрета. – Совершенно в ином ключе выполнены Ваши живописные полотна, так называемые трансцендентальные картины. Вы не даете им названия, говорите, что смотреть их можно под любым ракурсом и что Вы создаете их в особом, медитативном состоянии… – Да, в этих картинах каждый волен увидеть свое. 20 лет назад в Армении состоялась первая выставка моих трансцендентальных картин. Открывали ее ректор консерватории Лазарь Сарьян, сын величайшего художника Армении, и Эдуард Мирзоян. В те времена в Армении были холодные дни, шла война. Они говорили: покажи послам, что даже во время войны у нас муза не молчит. Первый посол РФ Владимир Петрович Ступишин несколько раз посещал выставку. Он остановился у одной из таких картин и воскликнул: «Так это же Андрей Первозванный!». И я ему ответил на это: когда мои картины будут выставляться в России, эта картина будет Вашей. Сейчас она у него. – Вы работаете также с морскими раковинами – открываете их, подчеркивая природную красоту драгоценными камнями… – Как-то в начале 90-х в Армении я увидел на улице человека, очень образованного, который продавал… все, что у него было, наверное. Понятно – война, голод. Среди всего этого скарба была сломанная ракушка. Я купил ее. Увидел то, что в целых раковинах обычно от нас скрыто, – спираль, вокруг которой она закручивалась. Так начались мои ракушки, от них пошли ювелирные процессы. Но это все мои хобби. Все-таки я – архитектор. В Армении меня в первую очередь знают как архитектора. – А Вы сами как относитесь к своим архитектурным работам? Они для Вас значимы или было – и было? – Было, и было первым. Если не было первым – какой интерес? Группа под моим руководством делала самый большой проект Еревана – зона отдыха у Разданского ущелья. Я автор ряда пансионатов и профилакториев, для многих проектов разрабатывал также мебель и интерьеры. Все перечесть трудно. Сорок досок с огромными макетами у меня в мастерской в Ереване. – Фридон Суренович, Вы довольны тем, как живете? – Доволен ли я жизнью? Раз боги дают нам душу… Говорят, что самые величайшие духовные мамы и папы дали ее нам, и они всегда рядом. И я отвечаю за исполнение замысла. Насколько ты это можешь сделать, насколько ты себя реализуешь – это очень важно. Я доволен жизнью. Но я недоволен тем, что мы, люди, не живем в мире. Что те, кому дается больше других, кто больше денег имеет, больше власти, начинают войны. Мы должны как-то прекратить это, что-то сделать для этого, ведь Бог смотрит на нас. Мы все едины, все вышли из одного состояния. И это самое главное для меня – успеть сделать в своем творчестве еще что-то для этого. Но эти процессы надо догонять. Жизнь сама по себе очень короткая. – А что, на Ваш взгляд, нужно, чтобы себя реализовать, быть в мире с собой, со своим окружением? Или нет общих рецептов? – Нужно убрать то, что мешает – нашу гордыню. Об этом говорят все учения, все боги. Если ее уберете, будете любить людей. Чувствовать чужую боль, быть искренним, добрым. – Мы так и не поговорили про Новый год. И что-то мне начинает казаться, что не очень для Вас важен этот праздник. – Для меня каждый день – Новый год. Новый день – новый год. Так я живу. (Источник: http://www.noev-kovcheg.ru/mag/2014-01/4278.html#ixzz2uPrA5njM ) Сайт художника: http://www.fridonart.ru/port.shtml Внизу портреты Сергея Параджанова и Армена Хачатуряна, выполненные битумом. Ом Шри Саи Рам Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти