Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Саи Рам «Божественная музыка – это помощник добродетели, это дар Божий, приносящий излечение и успокоение душе. Эта музыка может вознести ваш дух на более высокую ступень бытия, наполненную миром и радостью. Божественная музыка – это звучание настоящей жизни, мудрости и блаженства. Для этой музыки не существует географических границ, языковых барьеров, возрастных факторов; для нее не имеет значения уровень образования, она проникает глубоко в сердце и душу, священная и святая, как Бесконечное звучание славы, достигающее Божественного святилища.» Свамини Турайясангитананда. Возможно, для тех, кто знаком с миром джаза поближе, это имя - Свамини Турайясангитананда (или Элис Колтрейн) - известно. Мне случилось познакомиться с этой удивительной женщиной, джазовым музыкантом и певицей, исполняющей джазовые композиции не только на фортепиано, но на органе и арфе, совсем недавно. И вся джазовая музыка Элис наполнена глубоким духовным содержанием. Но более всего сблизил с ее творчеством и тот немаловажный момент, что она была преданной Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы... Элис родилась в Детройте 27 августа 1937 года. Ее родители, Солон и Энни МакЛеод, были людьми очень религиозными и большими любителями музыки. В силу этих двух факторов, девочку очень рано, уже с семи лет, начали учить музыке, а конкретнее – игре на фортепиано, и очень рано она начала выступать в церкви, аккомпанируя на органе или фортепиано ансамблям, исполняющим музыку госпел. Обучение музыке наиналось с классических образцов. Традиционные этюды Черни, музыка Рахманинова, Чайковского, Бетховена заинтересовала Элис, ...но ее душой всецело завладел джаз. В 1963 году она встретила Джона Колтрейна, и это было началом их семейного и творческого союза. Джон безусловно повлиял на отношение Элис к музыке. Он помог ей окончательно раскрепоститься и раздвинул границы ее музыкального сознания. «Джон показал мне не только как искать новые пути, но и как добиваться совершенства и отточенности при исполнении» - признавалась Элис. Но есть сфера, в которой уже влияние Элис на Джона сомнений не вызывает. Элис глубоко и всесторонне интересовал мир Востока. Ее увлеченность Индией, индийской культурой, философией, верованиями передалась мужу. Ориентальные мотивы начали занимать в музыке Колтрейна все большее и большее место. И не только в музыке. Интересы жены становились их общими интересами. Один из сыновей Джона и Элис даже получил имя в честь выдающегося индийского музыканта, ситариста и композитора Рави Шанкара. Векторы духовной эволюции супругов явно совпадали. Но внезапная болезнь прервала дальнейший творческий и духовный путь Джона. В июле 1967 года, не дожив до сорока одного года, он скончался от скоротечного рака печени. Элис осталась одна. С четырьмя детьми. В тридцать лет. В моральном плане – ситуация тяжелейшая (да и в материальном: у вдовы Колтрейна речь об элементарном куске хлеба не шла) для любой женщины, независимо от того, чем она занимается – музыкой, бизнесом или приготовлением пиццы. Но Элис смогла выдержать этот удар, сумела не сломаться, выстояла, хотя замуж так никогда больше и не вышла. Как ей это удалось – знала только она сама. Можно предположить, что ей помогли две вещи – вера и музыка. Увлечение Индией стало носить еще более глубокий характер, Элис Колтрейн приняла индуизм и взяла себе религиозное имя Турайя Апарна. Именно период, последовавший непосредственно за смертью Джона – конец 60-х – первая половина 70-х годов – стал для Элис временем наиболее интенсивной творческой деятельности. Она словно стремилась заглушить музыкой боль, спрятаться от сердечной тоски в студиях звукозаписи. Уже в 1968 году на лейбле, с которым был связан и Джон, Impulse! Records, вышел ее первый сольный альбом - A Monastic Trio. В этом проекте с Элис работали старые партнеры ее мужа, а сама она играла на фортепьяно и на арфе. Уже название первой композиции альбома звучит весьма символично - "Lord, Help Me to Be", так же не случайно появляется здесь и посвящение мужу – пьеса Gospel Trane. Новизна материала, использование редчайшей в джазе арфы, вдохновенная игра Элис и ее партнеров способствовали успеху дебютного диска, который справедливо числится одним из лучших в ее дискографии. И в дальнейшем, вплоть до середины 70-х, она не снижала темпа, концертируя и выпуская диски каждый год, а то и по несколько раз в год. Особенно урожайным в этом смысле стал 1972-й, отмеченный сразу тремя новыми работами. В этих дисках Элис постоянно расширяла свой инструментарий. В альбоме Universal Consciousness 1972-го года к арфе добавился орган, в последовавшем за ним World Galaxy и в более поздних – разнообразные индийские перкуссионные инструменты. В музыкальном плане эти работы мы могли бы сегодня отнести к world music, тогда этот термин еще не был в ходу. Джаз, чаще всего авангардный, с отчетливым ориентальным оттенком. Темы пьес очень часто связаны с религией, причем не только индуизмом (Hare Krishna, Sri Rama Ohnedaruth), но и с другими верованиями или древними культами (Battle At Armageddon, Oh Allah, Isis and Osiris). В альбоме World Galaxy (1972г.) Элис впервые представила свою версию самого, наверное, знаменитого произведения Джона Колтрейна –A Love Supreme. Есть у нее и композиция по мотивам «Жар-птицы» Стравинского. Если уж зашла речь о связях с академической музыкой, то уместно упомянуть, что, начиная с альбома 1972 года Lord Of Lords, Элис регулярно вводила в состав инструментов струнный оркестр, еще более сближавший ее работы с классикой. Своим духовным наставником Элис считала Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу. Изучение Веданты (индийское религиозно-философское учение) привело ее в 1975 году к решению основать в Калифорнии, в Агура Хиллс, Веданта Центр, своеобразную духовную общину, где изучают индуизм и воплощают положения Веданты в повседневной жизни. Это решение она объясняла духовным озарением, мистически переданным ей непосредственно Богом. Став во главе общины, она приняла религиозное имя Свамини Турайясангитананда. Элис полностью отказалась от концертных выступлений, со временем передала сыну Рави Колтрейну управление творческим наследием Джона Колтрейна, ее редкие записи носили исключительно религиозный характер, это была музыка для молитв и медитаций. Но от сочинения и исполнения музыки она не отказалась, это просто стало частью ее служения Господу. В последние годы она частично возобновила концертную деятельность, в сентябре 2004 года вместе с сыном Рави выпустила совместный альбом "Translinear Light". А в последний год жизни Элис вела работу над новым альбомом духовной музыки, "Sacred Language of Ascension". Основной идеей проекта стало восхваление Бога, общее для религий Запада и Востока, основным средством – духовные гимны на иврите, санскрите, хинди, арамейском и английском языках. Основные записи уже были сделаны. Альбом первоначально планировалось выпустить в феврале 2007 года, но Элис не успела... Ее душа слилась со Свами в январе того же года... (Источник: http://www.cultandart.ru/music/55092-alice_coltrane__bozhestvennaja_ljubov_jelis_koltrejn) Неоднократно члены ее общины (или Саи Ананта ашрама) бывали и бывают в Путтапарти. В 2010 году они выступали перед Свами... (Об этом можно прочитать здесь, на 4 странице: http://www.saiquest.com/PDF/SpecialEditionJan2011.pdf) Сайт Саи Анантам Ашрама: http://www.saiquest.com/html/swamini.html Ом Шри Саи Рам Ma Prema Leela 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Альбом Элис Колтрейн "Divine songs" Alice Coltrane-Rama Rama (Divine Songs) Avatar 1987 Саи Рам mahaprema 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Несколько отдельных джазовых композиций Элис Колтрейн Кришна Кришна С Карлосом Сантаной "Ангел Света" Джагадишвари Кешава Мурахара Турийя и Рамакришна Саи Рам Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mahaprema Опубликовано 28 декабря, 2013 Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Надо же, какой сюрприз! Невероятно красивая музыка, и на джаз не очень похоже (кроме последней композиции) Особенно понравилсь Кешава Мурахара. Спасибо, Леночка! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Спасибо Свами за такую находку! Еще немножко из музыки Элис...Говинда Джей Джейhttp://youtu.be/wwlJZuxVof4Еще одна композиция с Карлосом Сантаной Bliss: The Eternal Now, Alice Coltrane & Carlos Santana Ом Саи Рам Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Om Supreme Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Prema Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Радхе Шьям Radhe Shyam Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Елена Волкова Опубликовано 28 декабря, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 декабря, 2013 Путешествие в СатЧитАнанду Alice Coltrane - Journey To Satchitananda (Devotional Music) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 21 марта, 2016 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2016 красиво... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти