Перейти к содержанию

Блаватская Елена Петровна


Елена Волкова

Рекомендуемые сообщения

Елена Волкова

Елена Петровна Блаватская (урожденная Ган) родилась в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) (31 июля) 12 августа 1831 года в аристократической семье. Мать ее была известной романисткой, а отец – военным (полковник-артиллерист). Бабушкой Елены с материнской стороны была княгиня Елена Павловна Долгорукая, известная своими научными трудами. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей, предки её со стороны отца принадлежали к Макленбургскому графскому роду.

Мать Елены рано умерла от скоротечной чахотки, и девочка воспитывалась в доме бабушки и дедушки по матери. Детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом – в средней России, а затем на Кавказе.

Елена была необыкновенным ребёнком и рано стала ощущать, что отличается от окружающих. Крайне своевольная, она не признавала никаких авторитетов, однако была наделена очень чуткой натурой и самыми разнообразными дарованиями. У неё были блестящие способности к языкам, она превосходно играла на фортепиано и рисовала, кроме того была отважной наездницей.

Елене было всего восемнадцать, когда она вышла замуж за немолодого уже Никифора Васильевича Блаватского, назначенного незадолго до свадьбы вице-губернатором Еревана. Она никогда не воспринимала своё замужество всерьёз и относилась к нему как способу обретения независимости. Этот брак по сути остался фиктивным. Через три месяца она бежит из дома и путешествует по Турции, Египту, Греции и странам Восточной Европы, живя на деньги, которые ей присылает отец.

В 1851 году, в Лондоне, она встречает посвященного с Востока, из раджпутов, Учителя Морию, или М. – под этим именем он стал впоследствии известен среди теософов. Он поведал Елене о том, что ей предстоит совершить, и с этого момента она безоговорочно подчиняется его руководству – и на пути внутреннего оккультного совершенствования, и во внешней деятельности.

Следующий период жизни биографы Блаватской описывают с затруднением, так как документальных свидетельств о нем не осталось. Это были годы странствий. Канада, США, Мексика, Южная Америка, острова Вест-Индии, Цейлон, Англия, Япония, Балканы, Египет, Сирия, Италия и, конечно же, Тибет… И это не полный список мест, где побывала в те годы Елена.

Весной 1873 года по указанию Учителя она едет в Париж, а затем и в Нью-Йорк. Примерно к этому же времени относится начало её общественной деятельности. В ту пору Блаватской исполняется сорок два года, она наделена многими, самыми невероятными психическими и оккультными способностями, которые целиком подчиняются её контролю. Она была готова представить миру древнюю Теософию в новой форме, «Знание, которое накапливалось веками, которое уточнялось и выверялось многими поколениями мудрецов...», родительское древо истины, имевшее многочисленные ветви и побеги в виде религий, больших и малых.

В ноябре 1875 года было официально объявлено о создании Теософского общества. Ведущая цель Общества была обозначена как «собирание и распространение знаний о законах, управляющих Вселенной». Сторонники стремились к созданию ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи, к исследованию необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

В сентябре 1877 года в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton'a вышел в свет первый монументальный труд Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней. По мнению нью-йоркской Herald-Tribune, книга явилась одним из «выдающихся творений века», другие газеты и журналы высказались в таком же духе.

8 июля 1878 года Блаватская стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство, это событие получило самую широкую огласку на страницах различных газет.

Проработав ещё три года в США, она уехала в Индию, где в Бомбее была устроена штаб-квартира Общества. В октябре 1879 года начал издаваться первый теософический журнал The Theosophist (выходящий по сей день), редактором которого становится Блаватская. В это время Общество быстро расширяется, к нему примыкает ряд выдающихся людей из Индии и других стран.

В мае 1882 года штаб-квартира Общества переезжает в Адьяр, близ Мадраса. Адьяр вскоре становится центром всемирной деятельности, и основатели вместе с небольшой группой соратников отдаются ей целиком. Предпринимаются поездки в самые отдалённые районы Индии, основываются филиалы, принимаются посетители, ведётся обширнейшая переписка, готовятся к публикации в основанном незадолго до этого теософическом журнале ценнейшие научные материалы.

В 1884 году Блаватская, состояние здоровья которой в это время резко ухудшилось, едет в Европу. После недолгого пребывания в Париже и Лондоне осенью она поселяется в Германии, в Эльберфельде, и с головой уходит в работу над «Тайной Доктриной». Весной 1887 года по приглашению английских теософов Елена Петровна переезжает в Лондон. Не обращая внимания на своё вконец пошатнувшееся здоровье и всяческие злоключения, она всё так же упорно работает над своим великим трудом.

Он был завершен и опубликован в двух больших томах в октябре 1888 года. «Тайная Доктрина» венчает литературную деятельность Блаватской.

Елена Петровна Блаватская скончалась 8 мая 1891 года во время эпидемии гриппа, которая в те дни свирепствовала в Лондоне. Она ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом – как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь. (Источник: http://www.calend.ru/person/6929/)

post-2514-0-06092700-1367988980_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 4
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • Елена Волкова

    3

  • mahaprema

    2

Популярные дни

Топ авторов темы

Популярные дни

Изображения в теме

Елена Волкова

Из высказываний Елены Петровны:

В то время как сердце наше заполнено мыслями о маленькой группе нескольких «Я», близких и дорогих нам, что же остается в нашей душе для остального человечества?

Ведите жизнь, необходимую для приобретения высшего знания и высшей силы, и тогда мудрость придет к вам естественно.

Великие дела вершатся не сверхусилиями, а упорством.

Воистину, неведение подобно закрытому сосуду, лишенному воздуха, а душа подобна птице, заключенной в сосуд. Не щебечет и не шелохнется певунья, молчит в оцепенении, пока от истощения не испустит свой дух. Но даже неведение лучше, чем познание головой без душевной Мудрости, которая одна может осветить и направить его.

Да внимает душа твоя каждому крику страдания подобно тому, как священный лотос обнажает сердце свое, чтобы упиться лучами утреннего солнца.

Да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребывает она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее родившая.

Действие и бездействие, оба могут совмещаться в тебе: да будет тело твое в движении, ум в покое, а душа — прозрачна и светла, как горное озеро.

До тех пор пока Учитель не сочтет нужным, чтобы ты пришел к нему, будь с человечеством и бескорыстно трудись ради его развития и прогресса. Только это может принести подлинное удовлетворение.

Доброе слово, сказанное вовремя, лучше сладкого пирога, поданного после обеда.

Долг — это то, что должно отдать человечеству, нашим близким, нашим соседям, нашей семье, и, прежде всего то, что мы должны всем тем, кто беднее и беззащитнее нас. Такова наша обязанность, и неисполнение ее в течение жизни делает нас духовно несостоятельными и приводит к состоянию морального краха в нашем будущем воплощении.

Долга и утомительна дорога, расстилающаяся перед тобой. Единое сожаление о прошлом, оставленном позади, потянет тебя вниз и сызнова придется тебе начинать тяжелый подъем. Убей в себе воспоминание о прежних испытаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты погиб.

Достигай скромности, если хочешь достичь Мудрости. Умножь скромность, если Мудрости ты уже достиг.

Единственный закон кармы, закон вечный и неизменный, это гармония в мире материи, столь же абсолютная, какова она в мире духа. Из этого следует, что не карма награждает или наказывает нас, но мы сами награждаем или наказываем себя в зависимости от того, работаем ли мы вместе с природой, пребывая в гармонии с ее законами, или же нарушаем их.

Если будет понята идея, что вселенский закон причинности не относится лишь к настоящему, но к прошедшему, настоящему и будущему, тогда каждое действие на нашем земном плане станет естественно и легко на свое истинное место, и видно станет его отношение к нам самим и к другим. Каждое низкое и корыстное действие отбрасывает нас назад; каждая благородная мысль и каждый бескорыстный поступок становятся ступенью к высшим, более светлым планам бытия.

И если солнцем не можешь ты быть, будь смиренной планетой. Если не способен ты, подобно полуденному светилу, пламенеть на снеговых вершинах Предвечной Чистоты, избери, о начинающий, более смиренную долю.

Истине не нужны боксерские перчатки.

Истинный оккультизм или теософия есть великое забвение себя, безоговорочное и абсолютное, как в мыслях, так и в действии.

Ищущий себе идеального друга останется без друзей.

Каждому предоставлена возможность идти, поднимаясь от вершины к вершине, и сотрудничать с природой в деле достижения очевидной цели жизни. Духовное «Я» человека движется в вечности подобно маятнику, раскачивающемуся между периодами жизни и смерти. Это «Я» есть актер, а его многочисленные воплощения — роли, которые он исполняет.

Молитва облагораживает, когда она является глубоким чувством или пламенным желанием, вырывающимся из глубины нашего сердца для блага других, но не нас самих, и когда в ней полностью отсутствует что бы то ни было личное, эгоистическое.

Мудр лишь тот, кто сохраняет контроль над собой.

Мы живем в атмосфере мрака и отчаяния потому, что наши глаза прикованы к земле со всеми ее физическими, грубо материальными проявлениями. Если бы вместо этого человек на протяжении своего физического пути смотрел — не на «небеса», ибо это лишь фигуральное выражение, — а внутрь себя и сосредоточил свои наблюдения на внутреннем человеке, он быстро освободился бы из тисков великой змеи иллюзии.

Мы не должны сидеть без дела и не прилагать усилий к продвижению только потому, что не чувствуем себя чистыми. Пусть каждый явит устремление и трудится по-настоящему, но он должен трудиться в правильном направлении, и первым шагом на этом пути будет очищение сердца.

Настоящий человек — тот, кто не отказывается от своих слов.

Ненависть не заглушишь ненавистью. Победить её может только любовь; такова древняя мудрость.

Ни один человек, будь то мужчина или женщина, не знает своих моральных сил до тех пор, пока не сможет испытать их. Тысячи людей считаются в мире достойными особого уважения и вполне респектабельными лишь потому, что никогда не подвергались испытаниям.

Подобно тому, как белый луч света, проходя через призму, разлагается на различные цвета солнечного спектра, так и луч божественной Истины, проходя через трехгранную призму человеческой природы, распадается на различно окрашенные фрагменты, называемые религиями. Соединив их вместе, мы получим единую вечную Истину; по отдельности они лишь тени человеческого заблуждения и знаки его несовершенства.

Помни ты, борющийся за освобождение человека, каждая неудача есть успех, и каждая искренняя попытка принесет тебе плоды в грядущем. То — священные ростки, невидимо пускающие побеги в душе ученика; стебли их крепнут при каждом новом испытании, они гнутся, подобно трости, колеблемой ветром, но сломиться или погибнуть — не могут вовек. А когда час пробьет — они зацветут.

Помни, что жизни проходит и каждый день уносит с собой её частицу.

Помогай природе и работай заодно с ней; и тогда природа признает в тебе одного из своих творцов и станет покорна тебе. И откроет перед тобой широко вход в свои сокровенные недра, обнажит перед взорами твоими сокровища, заключенные в глубинах ее непорочной девственной груди. Незапятнанная плотским прикосновением, она открывает свои сокровища только духовным очам, никогда не смыкающимся, для которых нет покровов на протяжении всех ее царств.

Природа зиждется на противоположении. Страсть, сопротивление, опасность — это учителя. Мы обретаем ту силу, что преодолели.

Пусть каждый сперва сам станет таким, каким он учит быть других.

Разыскивай Пути. Но будь чист сердцем, прежде чем тронешься в странствие. Ранее чем сделаешь первый шаг, научись отличать истинное от неистинного, преходящее от пребывающего. И стремись более всего отделять знание ума от душевной Мудрости, «Учение Ока» от «Учения Сердца».

Сей добрые дела, и ты пожнешь их плоды. Бездействие в деле милосердия преобразуется в действие смертоносного греха.

Семена, попадающие в добрую почву, дают стократное количество хороших плодов и в любом случае возмещают потерю тех семян, которые упали на обочину дороги, попали в каменные сердца и затерялись среди колючих сорняков человеческих страстей. Задача сеятеля — выбрать для будущих плодоносящих деревьев наилучшую почву.

Тем, кто удручены, что немногому научились, — да обратят они свое внимание на следующее изречение: «На каждой из ступеней ключ находится в самом ищущем».

Тот, кто не проявляет в своей жизни альтруизма; кто не готов разделить последний кусок хлеба с более слабым или бедным; кто не оказывает помощи своему собрату по человечеству, независимо от его принадлежности к расе, нации или верованию, когда и где бы ему ни встретилось человеческое страдание; кто остается глух к крику человеческого бедствия; кто, слыша клевету на невинного человека, будь то теософ или посторонний, не спешит защитить его, как защищал бы самого себя, — тот не теософ.

Ты не можешь идти по Пути, не сделавшись сам этим Путем.

Указывай Путь — хотя бы и слабым мерцанием, затерянном в звездном сонме, подобно вечерней звезде, которая освещает путь идущим во мраке.

Уподобляйся им, давай свет и утешение трудящемуся путнику и разыскивай того, кто знает менее тебя; кто пребывает в горе безысходном, без Учителя, без надежды и утешения, кто алчет хлеба Мудрости и хлеба, питающего тень; поведай ему о Благом Законе.

Человечество — по крайней мере его большинство — ненавидит мыслить самостоятельно. Оно воспринимает как оскорбление самое скромное приглашение покинуть хотя бы на короткое время старую избитую колею и, следуя своему собственному суждению, вступить на новый путь, в ином направлении.

Чем далее ты подвигаешься, тем опаснее становится твое движение вперед. Стезя, ведущая вверх, озаряется единым светом — огнем дерзновения, горящим в сердце твоем. Чем более будешь дерзать — тем более получишь.

Чистота сердца — необходимое условие для достижения «знания духа». Чистоты этой можно достичь двумя основными способами. Во-первых, настойчиво гони от себя всякую дурную мысль; во-вторых, сохраняй равновесие ума при всех обстоятельствах, никогда не допускай возбуждения или раздражения. Ты убедишься, что этим двум способам очищения более всего способствуют преданность и сострадание.

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...