Перейти к содержанию

От: Четыре момента, четыре цели жизни


отлучённый бог

Рекомендуемые сообщения

отлучённый бог
Цитата

Вот четыре момента, которым вы должны уделить внимание:
1. Следуй за Учителем
2. Смотри в глаза дьяволу
3. Сражайся до конца
4. Заверши игру

Следовать за Учителем означает соблюдать дхарму.
Смотреть в лицо дьяволу - значит преодолевать искушения, которые осаждают вас, когда вы пытаетесь обрести артху, богатство, или необходимые средства, чтобы жить в благополучии.
Сражаться до конца означает бороться непрерывно; ведите войну с шестью врагами, ведомыми камой (желанием), вожделением.
И, в конце концов, завершение игры означает: не останавливайтесь до тех пор, пока цель - мокша, или освобождение от невежества и заблуждения, не будет достигнута.
Эти четыре пункта являются основными для достижения четырёх пурушартх, целей человека - дхармы, артхи, камы и мокши.

Я всегда буду с вами, где бы вы ни были, буду охранять вас и вести. Идите вперёд без страха.

"Сатья Саи говорит", т.Х, (Четыре момента)

сейчас это девиз коледжа Сатья Саи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 месяцев спустя...
  • Ответов 1
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • отлучённый бог

    1

  • marianna

    1

Популярные дни

eco писал:
:clover:

Наши Шастры, имея в виду этот священный долг человека, установили для нас четыре пурушартхи, жизненные цели. Эти четыре цели человека есть дхарма, артха, кама и мокша. Любой просвещенный исследователь скажет, что среди этих четырех пурушартх наивысшей целью нашей жизни, конечной целью ее, объектом, на котором мы должны сосредоточиться, является мокша, или освобождение. И тут мы задаем себе вопрос: если мокша - высшая и окончательная цель, зачем упоминать артху, материальный интерес, и каму, желание? Однако и у них есть определенная роль. Мокша - самая возвышенная цель. Это наше предназначение. Но для достижения этой высоты, которая и является нашим предназначением, следует прибегнуть к помощи того, что могло бы служить нам лестницей. Коль скоро мы готовы устремиться к наивысшей точке, подняться к ней, лестница будет для нас большой поддержкой. Самой же лестнице, состоящей из разных ступеней, тоже нужна опора. И эта опора - Земля, или иначе - Природа. Итак, мы делаем попытку вступить на эту лестницу, имеющую две основные ступени - артху и каму, опирающуюся на Землю, которую мы называем Природой, или дхармой. С помощью лестницы мы хотим подняться и достичь наивысшей ступени - мокши. Земля, которая служит опорой, тождественна дхарме, или нашему поведению. Когда есть и опора, и высшая цель - дхарма и мокша, тогда только приобретают смысл две промежуточные ступени - артха и кама. Если же мы пренебрегаем дхармой и мокшей, артха и кама остаются совершенно бесполезными.

Каждый человек, рожденный на Земле, должен хоть в какой-то степени понимать природу и суть мира. Дхарма поддерживает этот мир как целостное творение, и нам необходимо в своем поведении следовать дхарме, или праведности и справедливости.
...
Я уже говорил вам раньше о четырех пурушартхах, жизненных целях человека, а именно: о дхарме, выполнении долга, артхе, достижении благосостояния, каме, исполнении желаний, и мокше, освобождении. Я сравнивал их со ступенями лестницы. Дхарма прочно вросла в землю. Если мы ступень за ступенью взбираемся вверх, то достигаем в конце концов последней перекладины - мокши. Дхарму мы отождествляем с пракрити, или материей. А конечную цель, или мокшу - с Пурушей, или Душой. Артха и кама - промежуточные ступени в подъеме от пракрити к Пуруше.

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 1972

:clover:

Поглощенному исключительно мирскими делами человеку нередко кажется, будто покой души тоже связан с этим иллюзорным миром. Он забывает, что обязан прежде всего обратить свое внимание на четыре главные пурушартхи, которые именуются дхарма, артха, кама и мокша. При этом артха и кама обретают надлежащий смысл лишь в том случае, если за основу своего существования вы принимаете дхарму, а конечной целью жизни видите обретение мокши - духовного освобождения.

Вы же сегодня предпочитаете не думать ни о дхарме, ни о мокше и проводите свою жизнь в заботах о достижении артхи и камы. Иначе говоря, забываете и о необходимости праведного поведения, дхарме, и о конечной цели бытия - мокше, тратя всю жизнь в погоне за артхой, богатством, и камой, желаниями. В действительности нам следует объединить между собой дхарму и артху, каму и мокшу. Употребляйте же свое богатство на благие, праведные дела, а желания - для достижения мокши.

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 1973

eco писал:
:clover:

Существует четыре пурушартхи, или цели человеческой жизни, – дхарма, артха, кама и мокша. С одной стороны – кама и артха, с другой – дхарма и мокша. Почему мы разделяем их на две группы? Если относиться к ним как к четырем независимым сущностям, любые наши действия будут бесполезны. Если же мы соединим дхарму с артхой и каму с мокшей, то поймем, что о благосостоянии следует заботиться только во имя дхармы и что все желания нужно нацелить на достижение мокши. Богатство не вечно, а желания мимолетны. Богатство и желание – ценности временные и переменчивые. Находясь в их власти, человек не будет счастлив. Может ли дать счастье нечто неустойчивое и ускользающее? Но когда преходящие богатство и желание соединяются с вечными дхармой и мокшей, они приобщаются к святости, становятся истинными и постоянными. Если благополучие покоится на истинной основе – дхарме, а изменчивое желание слито с незыблемой целью – мокшей, тогда мы сможем достичь ананды в Брахмане. Наша задача – соединить вечные истины с преходящими ценностями земной жизни. Мы должны подняться от сиюминутного к бесконечному.

Капля воды на ладони кажется нам совсем маленькой. Но если соединить эту каплю с бескрайним океаном, она примет форму бескрайнего океана. Мокша, или освобождение, – бесконечно, как бесконечна и дхарма. Нам нужно научиться избирать среди потока переменчивых желаний те, которые приведут нас к бесконечному океану дхармы и мокши. Мокша – освобождение – неисчерпаемо и неделимо, и его нельзя купить, как вещь в магазине. Мокша является безграничной сущностью.

Мы знаем о четырех пурушартхах – целях человеческого существования: это дхарма, артха, кама и мокша. Именно о них рассказывает нам Веда, и это не абстрактное знание, оторванное от жизни, – оно имеет непосредственное отношение к каждому человеку и к каждому действию, которые совершает человек в своей жизни. Таким образом, все действия, которые человек совершает ежеминутно, соотносятся ведой с дхармой, артхой, камой и мокшей. Кама и артха (желания и стремление к благополучию) совершенно естественны для людей. Но не следует считать, что дхарма и мокша имеют отношение к каким-то недоступным высшим сферам. Не думайте, что богатство и желания играют основную роль в жизни, а дхарма и мокша относятся исключительно к высшему духовному уровню. Только когда мы это ясно поймем, нам откроются аспекты Веды, тайны ее учения и важность слов, составляющих Веду.

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 1974

eco писал:
:clover:

Перейдем к следующей категории - марьяда-бхакти. Этот вид преданности достигается теми, кто сведущ в Ведах и обрел милость старших. Они занимаются практикой достижения пурушартх, а именно: праведности – дхармы, богатства – артхи, удовлетворения желаний – камы и освобождения – мокши, и таким образом приходят к пониманию сути любви к Божественному.

Четыре пурушартхи в ежедневной практике делятся на две части. Следующие путем марьяда-бхакти соединяют воедино дхарму с артхой, каму с мокшей. Они убеждены, что артха, или богатство, должно обретаться праведным путем, путем дхармы. Они также полагают, что благосостояние необходимо для дхармы. Они осознали, что следует стремиться к мокше, освобождению. Эта категория преданных считает весь существующий мир наваждением наподобие сна. Такие преданные Богу добились милости Господа ценой собственных усилий и определены как существа, обладающие марьяда-бхакти.

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 1978

Выполнение долга (дхарма), достижение благополучия (артха), исполнение желаний (кама) и освобождение (мокша) – вот четыре основных устремления человеческой жизни (пурушартхи). Нарушая первое – долг, который может быть уподоблен ногам человеческого тела, и игнорируя освобождение, конечное устремление человеческой жизни, подобное голове, человек изнуряет себя в погоне исключительно за богатством и сменой желаний, с тем результатом, что общество и страна в целом стремительно ввергаются во всеобщий беспорядок, хаос и неуверенность. Основной причиной утраты человеком покоя и чувства уверенности является то, что он пренебрег истиной и долгом, приверженность которым является абсолютно необходимым и обязательным условием его жизни.

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 1990

:clover: eco, спасибо!

очень в точку приведённые цитаты

классно видно, что четыре цели жизни: дхарма, артха, кама и мокша должны быть неразрывно связаны между собой, иначе рушится вся человеческая жизнь, и всё теряет смысл, или опору, и отрывается от земли и не может быть достигнуто никакими способами, если связь между этими четыремя моментами человеческой жизни нарушается

вообще, когда недавно попала на этот вопрос студентов об этих четырёх целях жизни человека в книге "Сатьопанишад", (В107)), и ответ им Свами, для меня было небольшим открытием, что эти четыре момента , о которых давно уже слышала:

1. Следуй за Учителем

2. Смотри в глаза дьяволу

3. Сражайся до конца

4. Заверши игру

на самом деле являются выражением именно четырёх целей человеческой жизни и выражением связи между ними :

1. Дхарма - 2.Артха - 3. Кама - 4. Мокша

как-то раньше эта важная подробность, эта связь, совершенно проскальзывала мимо сознания
а сейчас вдруг прозвучала настолько отчётливо и ясно
и приведённые eco слова Свами на эту же тему ещё больше расширяют видение этого вопроса

в цитатах выше выделено мной

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...