Перейти к содержанию

marianna

Рекомендуемые сообщения

тема о Первоэлементах просто необъятна по объёму и глубине содержания
но попробую её всё же наконец начать

немного из лекции Свами Пять элементов - это форма Божественности :

Каждый говорит, что Бог ответственен за сотворение, поддержание и растворение этого мира. В какой форме Бог выполняет функции, выполняя эти виды активности? Ничего не существует без пяти элементов. Бог имеет не единую форму и имя. Пять элементов образуют божественность.
..
Бог - сама персонификация пяти элементов.
...
Все пять элементов необходимы для человеческого существования. Жизнь не может существовать, если отсутствует хотя бы один из них. Чтобы познать божественность, человек должен почитать пять элементов.



:clover: ЗЕМЛЯ, ВОДА, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ЭФИР (АКАША)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 12
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

  • marianna

    8

  • Бог в Лингаме

    2

  • Елена Волкова

    1

Топ авторов темы

Изображения в теме

у меня по этой теме, вообще, пока больше вопросов, чем ответов, но решила её создать именно для того, чтобы более детально разобраться с этим вопросом, потому что его понимание помогает человеку, кроме всего прочего полезного, восстанавливать и своё здоровье

эта тема напрямую связана с Аюрведой - наукой о жизни

..пять элементов распространены по всему миру, и они хранят и защищают жизнь. ..пять элементов являются самой формой Бога. Они присутствуют в субтильной форме во всех существах. ( САИ )

хотелось бы в этой теме собрать различный материал о Первоэлементах, и в первую очередь то, что о Них говорит Саи и Веды

:clover:

Первоэлементы это самые тонкие структуры нашей Вселенной

без Первоэлемента Воды не могла бы существовать физически проявленная вода, ни одна жидкость

без Первоэлемента Воздуха не было бы воздуха

без Первоэлемента Земли невозможно было бы существование ни одного твёрдого тела

Первоэлемент Огня даёт возможности существования всевозможным видам огненной энергии, от самого грубого проявления огня как такового, до самых тонких её проявлений, как например психическая энергия

без Первоэлемента Эфира, или Акаши, или как его ещё называют в некоторых источниках, - Пространства, невозможно было бы вообще существование ничего, так как Эфир является элементом из которого произошли остальные четыре : земля, воздух, вода и огонь

вот что Свами говорит об Акаше (Эфире):

Акаша (эфир) - пятый элемент. Его называют Сабда Брахманом, из которого произошли земля, воздух, вода и огонь. ..

Наши древние Акашу называли Атмой. Акасам Гаганам Суньям (Акаша бесконечна и не имеет формы). Атма не имеет специфической формы. Будда совершал целенаправленные усилия, чтобы ощутить Атму. Он смог повернуть своё видение вовнутрь и провёл исследование природы Атмы. В конечном итоге он смог обрести видение Атмического сияния. Сияние - это аспект огня. Вот почему Атма называется Джьёти Сварупа (воплощение света). Нужно созерцать Божественность в форме света.

Пять элементов - это форма Божественности

Дасара Сандеш, 25.10.2001

==========================

попалась сейчас в инете ещё вот такая картинка, которую, наверное, могут немного прокомментировать вот эти слова Шри Шанкарачарьи:

«Тело Абсолюта есть все, созданное им, его энергия — это саттва (сияние), раджас (движение) и тамас(инертность). Из них рождается пространство, из пространства — воздух, из воздуха — огонь, из огня — вода, из воды — земля».

Шри Шанкарачарья

«Таттва Боддхи», часть 2(2)

* * *

post-214-1236614386_thumb.jpg

понятно, что саттва (сияние), раджас (движение) и тамас(инертность) это три гуны

а Пространство здесь это Эфир (Акаша)

=============

из этой схемы видно, что Пять элементов "формируются" из трех гун. * * *

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

в этом вопросе о Пяти Первоэлементах существует много интересных моментов, один из них связан с пятью Платоновыми телами
оказывается в природе существует всего пять (пять!) Платоновых тел

:clover:

Платоновы тела - трехмерный аналог плоских правильных многоугольников. Однако между двумерным и трехмерным случаями есть важное отличие: существует бесконечно много различных правильных многоугольников, но лишь пять различных правильных многогранников. Доказательство этого факта известно уже более двух тысяч лет; этим доказательством и изучением пяти правильных тел завершаются "Начала" Евклида.

Платоновы тела

существует бесконечно много различных правильных многоугольников, но лишь пять различных правильных многогранников
и каждое из Платоновых тел связано с одним из Первоэлементов
по одной из теорий соответствие между Платоновым телом и Первоэлементом следующее :

:clover:

1. Тетраэдр - первоэлемент ОГОНЬ

post-214-1272589302,0185.gif 

  - простейшее Платоновое тело, и простейший многогранник. его гранями являются четыре равносторонних треугольника.

2. Куб - первоэлемент ЗЕМЛЯ

post-214-1272589393,0307.gif

- или гексаэдр - наиболее известное и используемое Платоновое тело, он имеет шесть квадратных граней, сходящихся в вершинах по три.

3. Октаэдр - первоэлемент ВОЗДУХ

post-214-1272589449,0847.gif

– многогранник, гранями которого являются восемь равносторонних треугольников. Противоположные грани лежат в параллельных плоскостях.

4. Икосаэдр - первоэлемент ВОДА

Icosahedron.gif.edbd4d2fa650f94673740c7ff902024a.gif

– по простоте следует за тетраэдром и октаэдром. Их объединяет то обстоятельство, что гранями каждого являются равносторонние треугольники.

5. Додэкаэдр - первоэлемент ПРАНА, или ЭФИР

Dodecahedron.gif.406e5a742a1ec9665bf5f867dd74ece2.gif

- имеет двенадцать пятиугольных граней, сходящихся в вершинах по три. Этот многогранник замечателен своими тремя звездчатыми формами.

Многогранники

очень заинтересовало, что каждое из Платоновых тел является описанием (или символом?) одного из Первоэлементов

Платон был учеником Сократа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саи Рам! :flowers:

Однажды у Свами в "Бхагавата вахини", где речь идёт о Пуранах и их характерных чертах, прочитала о том, как производятся эти пять элементов:

:clover:"Когда три гуны, три качества, - саттва, раджас и тамас - пребывают в равновесии, это называют пракрити, первичной субстанцией, мулой. Нарушением же этого равновесия, дисбалансом, производятся пять элементов: земля, вода, огонь, воздух и эфир. Их тонкие свойства: запах, вкус, вид (форма), осязание и звук - создали и тонкие органы чувств, которые могут их распознавать: нос, язык, глаз, кожу и ухо. Ум и "эго" также возникают из этого принципа..."

Получается, что наше эго и ум - это "продукты" дисбаланса трёх гун в нас, но...и наличие нашего тела, с которым мы себя отождествляем, - тоже есть "продукт" этого дисбаланса, ибо состоит из пяти первоэлементов?...

Каждый из пяти элементов наделён этими свойствами соответственно (если я ничего не путаю :wub: ):

Эфир - звук;

Воздух - звук и осязание;

Огонь - звук, осязание и вид;

Вода - звук, осязание, вид и вкус;

Земля - все пять свойств.

Вот соотношение с многогранниками от простейшего к сложному (вернее, наоборот) несколько не соответствуют порядку возникновения пяти первоэлементов, от эфира к земле...Но очень интересно!

:flowers:

Ом Шри Саи Рам!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тема о Первоэлементах просто необъятна по объёму и глубине содержания..

Всё, что сотворено - это продукт пяти элементов: Акаша(эфир),ваю(воздух), агни(огонь), джала(вода), притхви(земля)

Я тоже хотел открыть такую тему...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sasha28 писал:
Всё, что сотворено - это продукт пяти элементов:

Саш, в точку, просто словами Свами сформулировал мысль:

:clover:

Куда бы вы ни посмотрели, будь то здесь на Земле или на Небесах или даже в низших мирах, всё, что можно там найти, — это комбинация пяти элементов и ничего больше. Больше ничего не существует. Всё, что вы когда-либо хотели иметь, всё, что вы когда-либо использовали, всё, что вы когда-либо потеряли, — все эти мириады вещей есть не что иное, как проявления пяти элементов.
Воплощения Любви!
Всё во Вселенной — всё, что когда-либо было создано, всё, что когда-либо будет задумано — сделано из плотного и тонкого аспектов пяти элементов, а именно: эфира, воздуха, огня, воды и земли. ...

Сатья Саи Гита, Гл.17 "ОВЛАДЕЙТЕ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ,.."

====================

следующим, просто потрясающе интересным для меня моментом в этом вопросе о Пяти Первоэлементах, оказалось то, что

:clover: каждый из Первоэлементов связан с одним из чувств человека (!)

Пространство-Эфир-Акаша - Слух
Воздух - Осязание
Огонь - Зрение
Вода - Вкус
Земля - Обоняние

[6] ... каждый из пяти видов чувств возник из отдельного элемента, он выполняет только свою определенную функцию, без дублирования функций других видов восприятия. (Саи)

то есть однозначно : наши чувства есть проявление Пяти Первоэлементов

ниже привожу отрывок из беседы Свами со студентами во время Летних Ливней в Бриндаване в 1990 г, в котором Свами очень интересно рассказывает о связи Первоэлементов и чувств

Елена, спасибо за цитату, которую выше привела, - очень классная, в приводимом ниже отрывке Свами словно продолжает мысль, начатую в твоей цитате, Он более подробно рассматривает этот вопрос о появлении Первоэлементов, их взаимодействие с Гунами, и связь Первоэлементов с чувствами и Антахкараной

вообще, очень интересно
кто захочет немного углубиться в эту тему, ниже этот небольшой отрывок из беседы Свами
в целом, то, что Свами здесь рассказывает, тоже похоже на небольшой комментарий к этой картинке "SPUSKA", которую выше здесь уже постила

post-214-1236614386_thumb.jpg

:clover: Урок X, ТРИ СИЛЫ МИРОЗДАНИЯ

       ... [5] Все началось с того, что из Атмы возникли пять тонких элементов - пространство, воздух, огонь, вода и земля (Панча Бхутас). Каждый из пяти тонких элементов подвержен воздействию трех начал, свойств, или гун. Под влиянием трех гун произошло развитие пяти тонких элементов и их уплотнение, и они превратились в пять плотных элементов благодаря процессу "пятикратного слияния" (Панчи-критам), путем обмена элементов между собой и сочетания их комбинаций. Это привело к возникновению проявленной материи Космоса.
        [6] Три гуны или три качества Природы, которыми пронизан весь Космос, это - Сатва, Раджас и Тамас. Прежде всего рассмотрим природу творения, обусловленную качествами сатвического начала (Сатва гуна). Внутренний мир человека или его тонкая структура (Антахкарана: Ум (Манас), Память (Читта), Духовный Разум (Будхи) и Сознание собственного "я" (Ахамкара)) полностью представляет из себя сатвическое состояние пяти элементов.
       Пространство (Акаша) - первый из пяти элементов. Пространство дало начало качеству Природы, которое называют Абсолютной Сатвой (Шудха Сатва). Этим была обусловлена человеческая форма развития. Результатом сатвического аспекта Пространства было возникновение Слуха (и его органа уха). Второй элемент - это воздух. Осязание (его орган кожа) - результат сатвического аспекта Воздуха. Зрение произошло от сатвического начала третьего элемента, Огня (его орган глаз). Сатвическое начало четвертого элемента, Воды, привело к возникновению Вкуса (его орган язык). Обоняние (его орган нос) - это чувство восприятия, которое произошло от сатвического начала пятого элемента. Земли. Таким образом сатвическое начало пяти элементов явилось причиной возникновения пяти видов чувственного восприятия: слуха (Шабда), осязания (Спарша), зрения (Рупа), вкуса (Раза) и обоняния (Гандха). Поскольку каждый из пяти видов чувств возник из отдельного элемента, он выполняет только свою определенную функцию, без дублирования функций других видов восприятия.
        [7] Пространство (эфир) - Акаша, связано со звуком и соответствующий ему орган восприятия - ухо. Ухо может только слышать и не может исполнять других функций. Точно также кожа может испытать только прикосновение, связанное с элементом Воздуха. Глаза - орган, связанный с элементом Огня, способны только видеть и не способны ни к чему другому. Язык, представитель элемента Воды, способен ощущать только вкус. Нос, происхождение которого связано с элементом Земли, может ощущать запах, но не вкус. Таким образом в назначении каждого органа чувственного восприятия отражено свойство, присущее тому элементу, из которого он возник.
        [8] В то время как каждый из органов восприятия, внешних инструментов познания человека (Джнанендрия), функционально ограничен своей специфической ролью, внутреннее орудие познания (Антахкарана) сочетает в себе функции всех пяти чувств, так как является продуктом всех пяти элементов в совокупности. Оно накапливает опыт всех пяти органов восприятия (Джнанендрия). Возникает вопрос, как действуют пять органов восприятия, внутренне или внешне? Ответ будет следующий: сфера их деятельности двойственна и связана как с внешним, так и с внутренним миром. При наличии лишь органа восприятия, уха, но при отсутствии слуха, ухо не в состоянии слышать. При наличии способности слышать, но при отсутствии уха, принимающего звуковые вибрации извне, в этой способности нет никакого толка. Только при условии взаимодействия внешних органов восприятия (Джнанендрия) и соответствующих им невидимых внутренних центров чувственного восприятия, которые находятся в мозгу человека, человеческая личность способна чувствовать. Например, если вы, находясь внутри зала, хотите, чтобы ваш голос могла услышать большая аудитория, собравшаяся и за пределами этого зала, вам необходимо внутри зала использовать микрофон, а вне его - репродукторы. Репродукторы без микрофона или микрофон без репродукторов не приведут к достижению желаемой цели.
       [9] В то время как в Антахкаране, внутреннем орудии познания, проявляется совместное действие всех пяти элементов в их сатвическом состоянии, комбинация пяти элементов в состоянии Раджаса является основой проявлений жизненной силы человека или
Праны. Проявление качеств Раджаса отдельно по всем пяти элементам следующее: Пространству в состоянии Раджаса соответствует голос и слово (Вак), Воздух в состоянии Раджаса проявлен в руках, выполняющих работу; Огонь в состоянии Раджаса соответствует передвижению, которое осуществляется при помощи ног; четвертый и пятый элементы в состоянии Раджаса - Вода и Земля - выражаются в двух функциях отправлений человеческого организма и соответствующих им экскреторных органах.
       [10] Учитывая все сказанное, вы должны обратить внимание на некоторые важные особенности проявления этих элементов. Выражением сатвического состояния Пространства (Акаши) является Ухо (слух). Но то же самое Пространство в состоянии Раджаса находит свое выражение в Голосе, способности говорить. Из этого можно сделать вывод, что у Пространства - двое детей, один из них - это Ухо, с характером Сатва, а другой - это Голос с характером Раджас. Ухо, первый ребенок Пространства, принимает звук из внешенего мира во внутренний. Второй ребенок Пространства, Голос, направляет свою реакцию в форме слов из внутреннего мира во внешний. Также и Кожа, орган осязания, является первым ребенком Воздуха в состоянии Сатвы. Второй ребенок Воздуха в состоянии Раджаса - это орган действия, Рука. Предположим, Кожа чувствует, что по ней ползет муравей. В тот же самый момент Рука реагирует на этот сигнал и стряхивает муравья. Из этих примеров видно, что сатвическое начало заинтересовано в получении впечатлений извне, в то время как качеству Раджаса свойственно выносить эти впечатления изнутри наружу в виде своей реакции на них.
Другими словами, органы восприятия (Джнанендрия), возникшие из сатвического начала, принимают стимулы из внешнего мира во внутренний, а органы действия (Кармендрия), возникшие из состояния Раджаса, дают ответную реакцию на эти стимулы.
        [11] В настоящее время в мире происходит как раз все наоборот. То, что обладает качествами Раджаса, воспринимается и берется на вооружение, а все, что имеет сатвические свойства, отвергается, хотя согласно естественной схеме Творения, то, к чему следует стремиться - это Сатва, а то, что следует отвергать - Раджас.
        [12] Сатва - это способ проявления Природы (Пракрити), который имеет первостепенное значение. Природу, Пракрити, называют словом "Стри", которое состоит из трех слогов: Са-, Та-, Ра-. Скрытый смысл этого слова заключается в том, что прежде всего следует стремиться к тому, что обладает сатвическими качествами- Са; следующий слог Та- подразумевает развитие некоторых свойств Тамаса, таких как смирение, сдержанность, покорность, скромность; последний слог Ра-, обозначающий гуну Раджаса, говорит о том, что иногда, при определенных жизненных ситуациях, необходимо проявить твердую решимость и непреклонность характера. Качество Раджаса должно занимать последнее место в характере человека. Это означает, что действия, продиктованные свойствами Раджаса, следует предпринимать в крайнем случае, как последнее средство, только когда их невозможно избежать. В бесконечном движении Космоса сатвическое начало имеет первостепенное значение и слог Са- или Са-Кара всегда будет стоять впереди. Поэтому, долг каждого развивать в себе сатвические свойства во всех проявлениях человеческой личности - в мыслях, представлениях, словах и поступках.
        [13] Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, это то, как под влиянием гуны Тамаса посредством процесса "пятикратного слияния" (Панчи-критам) и путем сочетания комбинаций элементов тонкая субстанция пяти элементов, уплотняется в своем развитии, что приводит к возникновению пяти плотных элементов. Для более легкого понимания этот чрезвычайно сложный процесс может быть проиллюстрирован следующим примером: предположим 5 человек, то есть 5 элементов, собрались вместе, и у каждого из них есть монета достоинством в 1 рупию. Затем каждый из них меняет 1 рупию на 1 монету в 1/2 рупии + 4 монеты, равнозначных 1/8 части рупии. Далее, Акаша (Пространство) оставляет себе свои 1/2 рупии, а остальные 4 монеты достоинством в 1/8 часть рупии распределяет между другими 4 элементами. Второй элемент Вайю или Воздух, делает тоже самое: оставляет себе свою монету в 1/2 рупии, а остальное по отдельности отдает другим. Огонь, Вода и Земля поступают аналогично, следуя той же самой схеме. В результате всех этих комбинаций каждый элемент имеет по 1 рупии, но состав ее изменился благодаря обмену между элементами соответствующими частями их собственной природы. Первоначально каждый элемент сохранял в себе свою целостность. Процесс смешения привел к тому, что теперь в каждой "рупии" есть в наличии все 5 элементов. Это означает, что в результате этого обмена, каждый элемент теперь состоит из одной половины своей первозданной природы и второй половины, состоящей из комбинации 1/8 частей остальных четырех элементов. Например, состав Земли будет следующий: 1/2 Земли + 1/8 Пространства + 1/8 Воздуха + 1/8 Огня + 1/8 Воды. Аналогичным будет состав и других четырех элементов. Так из Единства возникло Многообразие, в основе которого лежит процес пятикратного слияния элементов (Панчи-критам).

ЛЕТНИЕ ЛИВНИ В БРИНДАВАНЕ 90, Урок X

Елена, кстати! говоря выше о свойствах, которыми наделён каждый элемент, может ты имела ввиду эту картинку, описанную здесь выше Свами в пункте [13]? правда, тогда ты ошиблась, потому что, как здесь говорится, каждый из проявленных плотных элементов содержит в себе части и всех остальных четырёх

:clover: коротко некоторые мысли ещё раз, из выше приведённого текста:

[5] Все началось с того, что из Атмы возникли пять тонких элементов - пространство, воздух, огонь, вода и земля (Панча Бхутас). Каждый из пяти тонких элементов подвержен воздействию трех начал, свойств, или гун. Под влиянием трех гун произошло развитие пяти тонких элементов и их уплотнение, и они превратились в пять плотных элементов благодаря процессу "пятикратного слияния" (Панчи-критам), путем обмена элементов между собой и сочетания их комбинаций. Это привело к возникновению проявленной материи Космоса.
[6] ... Внутренний мир человека или его тонкая структура (Антахкарана: Ум (Манас), Память (Читта), Духовный Разум (Будхи) и Сознание собственного "я" (Ахамкара)) полностью представляет из себя сатвическое состояние пяти элементов.
[7] Пространство (эфир) - Акаша, связано со звуком и соответствующий ему орган восприятия - ухо. Ухо может только слышать и не может исполнять других функций. Точно также кожа может испытать только прикосновение, связанное с элементом Воздуха. Глаза - орган, связанный с элементом Огня, способны только видеть и не способны ни к чему другому. Язык, представитель элемента Воды, способен ощущать только вкус. Нос, происхождение которого связано с элементом Земли, может ощущать запах, но не вкус. Таким образом в назначении каждого органа чувственного восприятия отражено свойство, присущее тому элементу, из которого он возник.
...
[8] В то время как каждый из органов восприятия, внешних инструментов познания человека (Джнанендрия), функционально ограничен своей специфической ролью, внутреннее орудие познания (Антахкарана) сочетает в себе функции всех пяти чувств, так как является продуктом всех пяти элементов в совокупности. Оно накапливает опыт всех пяти органов восприятия (Джнанендрия).
...
[9] В то время как в Антахкаране, внутреннем орудии познания, проявляется совместное действие всех пяти элементов в их сатвическом состоянии, комбинация пяти элементов в состоянии Раджаса является основой проявлений жизненной силы человека или Праны.
...
[10] ... у Пространства - двое детей, один из них - это Ухо, с характером Сатва, а другой - это Голос с характером Раджас
.. Также и Кожа, орган осязания, является первым ребенком Воздуха в состоянии Сатвы. Второй ребенок Воздуха в состоянии Раджаса - это орган действия, Рука. ..
.. Другими словами, органы восприятия (Джнанендрия), возникшие из сатвического начала, принимают стимулы из внешнего мира во внутренний, а органы действия (Кармендрия), возникшие из состояния Раджаса, дают ответную реакцию на эти стимулы.
...
[13] Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, это то, как под влиянием гуны Тамаса посредством процесса "пятикратного слияния" (Панчи-критам) и путем сочетания комбинаций элементов тонкая субстанция пяти элементов, уплотняется в своем развитии, что приводит к возникновению пяти плотных элементов. ..

====================

Цитата
Вот соотношение с многогранниками от простейшего к сложному (вернее, наоборот) несколько не соответствуют порядку возникновения пяти первоэлементов, от эфира к земле...Но очень интересно!

Лена, да, интересно! тут вообще ещё есть интересные подробности
и тоже думала про эту не совсем соответствующую последовательность спуска, но видимо не всё происходит так, как подсказывает это человеческая логика (или же, может, ошибка в соответствии между Платоновыми телами и Первоэлементами, но эта связь между ними явно существует)

:flowers:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если в огне только 1/2 огня, 1/8 акаши, 1/8 воды, 1/8 земли, 1/8 воздуха, то что тогда огонь на самом деле, ведь огонь-огонь только на 1/2 и другие стихии проявлены на 1/2? Получается в нашем мире есть только комбинации стихий и нет чистых стихий самих по себе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sasha28 писал:
.. Получается в нашем мире есть только комбинации стихий и нет чистых стихий самих по себе.

в чистом виде Первоэлементы всегда существуют, но только на тонком плане, ведь без Них не было бы никакой возможности существования ни одной стихии на физическом плане

================

в продолжении этой темы хочу выложить следующий отрывок из бесед Бхагавана Саи на тему Первоэлементов и их связи с остальными составляющими Человека:

в этом небольшом отрывке много интересных мыслей, каждая из которых может быть рассмотрена более подробно, но главная мысль, или вернее две, на которые хотелось бы сейчас обратить внимание это вот эти:

:clover: "..Именно эти 24 принципа составляют иллюзию, которая побуждает вас казаться отдельным существом. Если вы будете продолжать растрачивать свою жизнь, полагаясь только на эти 24 принципа, которые постоянно подвергаются изменению, то .. вы" никогда не "сможете достигнуть вечного блаженства, являющегося вашей истинной природой.."
:clover: ".. Как бы вы ни были образованы, какую бы должность или положение ни занимали, если вы не добьётесь контроля над своими чувствами, вы не сможете добиться духовного покоя. Внутреннего покоя можно достигнуть, только контролируя органы чувств. .."

отрывок полностью:

            Преходящая природа всех вещей

       Цветок, расцветший сегодня, назавтра засохнет. Цветок, засохший завтра, через несколько дней сгниёт. Пища, приготовленная сегодня, назавтра испортится. Через день та же пища станет ядом. Стоит ей испортиться, и невозможно вернуть первоначально свежую пищу. Красивая форма сегодня станет отталкивающей завтра. Даже атомы, составляющие материю на Луне, могут со временем оказаться здесь, на Земле, а атомы, составляющие материю здесь, на Земле, могут отправиться на Луну. Раз в семь лет все атомы, составляющие человеческое тело, подвергаются полному изменению. Действительно, было бы глупо думать, что тело и органы чувств, состоящие из пяти элементов, неизменны или что любой объект, состоящий из этих пяти элементов, имеет непреходящую ценность. Только внешние чувства могут жаждать подобных преходящих вещей.
       Гита объясняет, что этот непостоянный комплекс из пяти элементов, который мы называем телом, разумом и чувствами, состоит из 24 принципов или начал. Это пять плотноматериальных чувственных органов: ухо, кожа, глаз, язык и нос, в санскрите называемых
Карма-индриями; они притягиваются к объектам чувств через тонкие чувственные органы, называемые Джнана-индриями, которые включают в себя слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Без тонкого плотное не функционирует. Например, у вас могут быть глаза, но не быть зрения, вы можете иметь уши, но не иметь слуха, у вас может быть язык, но не быть вкуса.

      24 непостоянных начала
       Помимо индрий, плотных и тонких чувств, существует пять жизненных энергий, то есть оболочек или кошей, оживляющих все функции тела. Их можно себе представить как различные тела, проникающие друг в друга всё более и более тонким путём, каждая последующая оболочка тоньше, чем предыдущая. Самая плотная — это оболочка пищи, которая составляет физическое тело; затем идёт витальная (жизненная) оболочка, которая связана с дыханием жизни и с физической энергией; следующая — оболочка разума, представляющая собой тонкое тело, связанное с низшим разумом; затем идёт оболочка интеллекта, которая является ещё более тонким телом; она ассоциируется с более высоким разумом и интуицией; последняя оболочка — это оболочка блаженства, самая тонкая из всех тел, которая находится за пределами всех аспектов разума; в ней остаётся лишь тонкая вуаль неведения, скрывающая Атму.
       Кроме этих 5 принципов-начал, перечисленных выше, существует также пять жизненных энергий или пран, которые дают жизнеспособность всем телесным функциям. Одна из них связана с дыханием, другая с очищением, третья с кровообращением, четвёртая с перевариванием и пятая с верхним потоком, который даёт энергию высшим центрам.
       Помимо этих 20-ти, существует четыре аспекта разума: низший разум или мыслящий разум, называемый манас; интуитивный интеллект или способность различения, называемая будд’и; чувство личного “я” или эго, называемое ахамкара, и место пребывания чувств и воспоминаний, называемое читта. Все они вместе, включая Атму, являющуюся основой всего этого, составляют число 25.
 
      Бессмертная сущность за пределами эфемерной индивидуальности
       Санк’йа — Учение Мудрости — имеет дело с этими различными принципами, которые составляют индивидуальную сущность. Эта глава называется Санк’йа-йога, потому что она помогает нам осознать Атму, являющуюся единственной реальностью, лежащей в основе всех этих 24 принципов тела, которые на самом деле есть лишь проявления вашего неведения. Именно эти 24 принципа составляют иллюзию, которая побуждает вас казаться отдельным существом. Если вы будете продолжать растрачивать свою жизнь, полагаясь только на эти 24 принципа, которые постоянно подвергаются изменению, то когда вы сможете достигнуть вечного блаженства, являющегося вашей истинной природой, блаженства, которое никоим образом не подвергается воздействию всего того, что преходяще?
       Вся радость, которую вы испытываете сегодня, позже принесёт вам лишь печаль. Любая радость приходит и уходит; она непостоянна. Кришна решительно подчёркивал, что нельзя полагаться на органы чувств, чтобы они вас не завели в тупик. Как бы вы ни были образованы, какую бы должность или положение ни занимали, если вы не добьётесь контроля над своими чувствами, вы не сможете добиться духовного покоя. Внутреннего покоя можно достигнуть, только контролируя органы чувств. Вы, может быть, думаете, что это очень трудная задача для вас — научиться контролировать органы чувств, но в главе о Санк’йа-йоге Кришна учит целому ряду способов, которые приведут вас к успеху в овладении ими.

ОВЛАДЕЙТЕ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ВАШИМ, Сатья Саи Гита, Гл.17

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...
Гость Сатья Теджаси

Земля

«Желтый тепловатый элемент земли мягко струится от живота до самого подбородка. Это дыхание теплое, оно обеспечивает успех в долгосрочных делах, требующих постоянства.

Желтого цвета, четырехугольная, сладковатая на вкус, текущая посередине, протяженностью в двенадцать пальцев, дающая наслаждения – это таттва земли».

«Шива Свародайя» (164, 169)

Свойства элемента земли

~ гравитация,

~ массивность,

~ монолитность,

~ прочность,

~ тяжесть,

~ плотность,

~ неподвижность.

Элемент земли (притхиви-таттва) – самая грубая таттва из пяти элементов, еще называется «бхуми», что означает «основа бытия». В элементе земли частицы энергии стали настолько плотными, что почти не движутся. Вместо свободного движения как в элементе воздуха или огня, они зафиксированы и вращаются только по орбитам вокруг своих атомов, поэтому энергия элемента земли проявляется как твердая материя, частицы которой вибрируют на гораздо более низкой частоте, чем вода, огонь и ветер.

Янтра элемента земли – желтый квадрат.

В физическом теле элемент земли – мышцы, кости, ткани.

Главное качество элемента земли – запах.

Элемент земли способствует обретению успеха в мирских делах, обретению материальных благ, выгод в повседневной жизни, поскольку он всегда дает стабильность и постоянство внутри или вовне. В физическом теле элемент земли располагается между ступнями и коленями. На энергетическом уровне элемент земли расположен в муладхара-чакре. Вибрации элемента земли соответствуют грубому телу (аннамайя-коша).

Элемент земли в равновесии

«Когда активна земля, приходят мысли и заботы о корнях и основах».

«Шива Свародайя» (180)

Йогин подобен горе, непоколебим, устойчив, фундаментально основателен. Переживания глубоки, действия внушительны. Ум йогина неизменен. Он методично воплощает свои принципы шаг за шагом. Йогин ответственен и всегда держится самого главного.

Если земля гармонично сочетается с другими элементами, она дает изобилие, процветание.

Если элемент пространства раскрыт в земле, йогин обладает большим жизненным пространством, к примеру, живет в огромном дворце или имеет жилье во многих местах.

Высший уровень реализации элемента земли: непоколебимое, твердое пребывание в единстве с Великим Источником. Такой йогин устойчив в созерцании и объединении его с переживаниями.

Йогин, у которого преобладает элемент земли, медленно получает духовные опыты, однако он может их хранить и пестовать.

Недостаток элемента земли

Йогин быстро возбуждается, легкомысленен, у него нет опоры, прибежища, защиты. Его обещания и обеты не имеют силы. Такой йогин может не иметь силы следовать собственным принципам, долго выполнять практику, терпеть трудности на пути.

Если не достает элемента воды – земля сухая и твердая, т.е. если плоть физического тела не орошается капающим нектаром, то мембраны, кости, хрящи не размягчаются.

Если недостаточно тепла, земля холодная и неплодородная (т.е. если мистическое тепло не разожжено в теле, мышцы тела, клетки не могут трансформироваться).

Если в связи с землей не достает воздуха, то земля безжизненная (т.е. прана неактивна в муладхаре, энергия в муладхаре «спит»).

Если недостаточно пространства в аспекте земли, у человека проблемы с жильем, пространством для жизни.

Избыток элемента земли

Избыток земли проявляется как тупость, невежество. Йогин ощущает постоянный тамас. Его ум негибок, ленив, туп, сонлив, вял, безволен. Он плохо приспосабливается к новым условиям, нет живости мышления, творчества. Такой йогин не способен к активным действиям, переменам. Он может входить в состояние клеш и не уметь выбраться из него долгое время, из-за этого у него возникает хроническое уныние. Он много спит, медитация идет в сильном расплывании и вялости. Сны не вспоминаются, нет вдохновения, божественной утонченности – игры. Йогин с избытком земли молчалив или, наоборот, болтлив.

Гармонизация элемента земли

При недостатке земли пусть йогин делает физическую работу и физические упражнения для тела, выполняет Хатха-йогу, сосредоточение на муладхара-чакре; живет в местах с надежными взаимоотношениями, к примеру, в монастыре с твердыми принципами, распорядком и регулярной практикой; работает с землей, грубыми предметами (деревом и т.д.), ест плотную пищу, избегает возбуждающих зрелищ, живет равномерной жизнью.

При избытке земли нужно есть легкую пищу, медитировать на качества огня, воздуха, пространства.

Совершенство элемента земли

Когда элемент земли объединился с Пустотой, с естественным состоянием, он проявляется как «самараса-видья» – мудрость «единого вкуса», равностная мудрость, подобная безграничному пространству желто-золотого цвета. Это состояние «единого вкуса» всех явлений, когда йогин в любых переживаниях остается непоколебимым и бесстрастным, видя в любых событиях и предметах их пустотную недвойственную Основу – безграничное пространство Света.

Изменено пользователем Сатья Теджаси
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Сатья Теджаси

Вода

«Белый холодный элемент воды стремительно струится вниз, производя низкий звук. Длиной в шестнадцать пальцев, он приносит удачу в текущих делах.

Белая, напоминающая по форме полумесяц, душистая на вкус, влажная, движущаяся вниз, протяженностью в шестнадцать пальцев, обеспечивающая удачу – это таттва воды».

«Шива Свародайя» (165, 170)

Свойства элемента воды

Гармоничный элемент воды дает:

~ гибкость,

~ «обтекаемость»,

~ адаптацию к любым ситуациям,

~ способность «отпускать себя»,

~ способность принимать происходящее так, как оно есть.

«При активности воды и воздуха ум направляется на самого себя».

«Шива Свародайя» (180)

Элемент воды (апас-таттва) имеет значение «всепроникающий». Элемент воды может быть определен как большое количество динамической энергии, которая появилась из элемента огня. Эта динамическая энергия материальна. Ее можно видеть, осязать, пробовать на вкус, однако эта материальная энергия обладает способностью к сцеплению. Она не разделяется на отдельные тела, поскольку частицы в этом элементе еще находятся в состоянии движения.

В тантрах считается, что физическая вселенная до своего проявления представляла собой воду. Это согласуется с теорией о том, что жизнь зародилась из океана. Физическая вселенная возникает из огромного количества воды.

Частицы элемента воды не обладают такой динамикой движения и свободой, которой обладают частицы элемента огня, ветра или пространства, поэтому качества элемента воды – безмятежность, спокойствие. Частицы элемента воды ограничены вследствие своего сцепления.

Янтра элемента воды – полумесяц белого цвета.

В физическом теле элемент воды проявляется как кровь, слизь, семя, моча, желчь, лимфа и др.

Элемент воды является физической материей, пригодной для того, чтобы придавать ей любую форму, поэтому элемент воды оказывает благотворное влияние на внешние действия, давая результат. Однако из-за того, что вода не может принимать постоянную форму, плоды внешних действий, связанные с уровнем элемента воды, не закрепляются надолго.

Элемент воды оказывает большое влияние на эмоции и личность. В физическом теле элемент воды находится в области между пупком и коленями. С точки зрения энергии, элемент воды находится в свадхистана-чакре. Элемент воды соответствует энергетическому телу (пранамайя-коша) и астральному плану (Бхувар-лока).

Элемент воды в равновесии

Йогин с уравновешенным элементом воды «ловок» в обращении с другими, хорош в действиях, где нужно понимать других. Если элемент пространства раскрыт в связи с элементом воды, йогин может иметь близких друзей по всему свету. Гармоничная вода в практике созерцания дает чувство глубокой радости бытия, удовлетворенность, чувство завершенности во всем.

Недостаток элемента воды

В этом случае йогин не чувствует радости от духовной практики, практика не имеет «вкуса жизни» и не дает результатов. Он слишком напряжен, готов трудиться изо всех сил, однако его практика все больше создает ощущение неудовлетворенности и даже страдания. У него безрадостное состояние, ощущение дискомфорта, в общении у него натянутые отношения с другими. Он ни минуты не дает себе расслабиться, не зная, как расслабление сделать практикой. У него нет чувствительности к окружающему, он слишком поглощен своими методами, чтобы видеть красоту природы, величие космоса. Такой йогин не способен сделать повседневную жизнь практикой – божественной игрой (лилой).

Если у йогина элемент земли силен, но вода недостаточна, то основа будет сухой, твердой, безжизненной.

Если у йогина недостаток земли и воды вместе, в теле будет избыток огня или воздуха, что приводит к возбужденности.

В йоге недостаток воды проявляется как отсутствие блаженства в теле от асан, пранаям, сидения в медитации, утрата радости медитации, когда практика стала обязательным ритуалом, долгом.

Избыток элемента воды

Такой йогин склонен «плыть по воле волн», не проявлять силу воли там, где ее нужно проявить. Он слишком расслаблен и погружен в праздность. У него может быть много эмоций, чувств, «яркий» темперамент. В медитации это проявляется как тенденция к расплыванию. Когда нет возможности сосредоточиться, йогин безвольно отдается потоку мыслей и эмоций вместо того, чтобы силой воли пресечь его. Если вода в избытке, йогин склонен придавать значение незначительным переживаниям, он может поглощаться эмоциями вместо их самоосвобождения.

Гармонизация элемента воды

Сгармонизировать элемент воды можно через концентрацию на свадхистана-чакре, развитие артистизма, преданность Мастеру, самоотдачу, смирение, отказ от чувства собственной важности, отпуская ситуацию и принимая ее, как она есть. Забота не о себе, а о других, любовь и помощь другим помогают развить элемент воды.

Совершенство элемента воды

Совершенство в проявлении элемента воды – «самадхи текущей реки», т. е. сахаджа-самадхи, когда йогин, погруженный в созерцание, воспринимает звуки, образы, запахи, и спонтанно следует Бытию, откликаясь на любые энергии вселенной, тем не менее, не запятнываясь ими.

Йогин живет в непрерывном блаженстве, исходящем из свадхистана-чакры, радуясь каждой мелочи жизни. Его созерцательное присутствие исходит из этого центра, распространяясь до бесконечности.

Совершенство проявляется как «пратибимба-видья» – мудрость «великого зеркала», подобная безграничному пространству белого цвета. Она проявляется в поведении как способность копировать, отражать в совершенстве любые явления во вселенной.

МЕДИТАЦИЯ НА ВОДУ

Важно чтобы знание элементов помогало нам в жизни, далее привожу медитацию на элемент воды, зная как проявляется вода в нашей жизни мы можем с помощью медитации устранять проблемы, решать какие-то задачи, развивать в себе свойства, связанные с элементом.

Надеюсь это поможет тем кому интересна эта тема и с практической точки.

Желаю всем гармонии и блага духовным братьям и сестрам.

Слияние с элементом воды

«Амбхави-дхарана-мудра — концентрация на стихии воды.

Стихия воды — белая, как жасмин или как раковина, в форме луны, связана с нектаром и Вишну, ее биджа (слог) ВАМ. Сосредотачивайся на стихии воды (в свадхистане) и фиксируй там прану и читту на два часа. Это — сосредоточение на стихии воды, разрушающее все страдания.

Вода не сможет принести вред тому, кто ее творит. Эта амбхави — великая мудра, и кто знает ее — тот сведущ в йоге. Даже в глубокой воде он не погибнет.

Эту великую мудру следует тщательно хранить — при разглашении ее сила утрачивается; я действительно говорю правду».

«Гхеранда Самхита» (3.72 — 74)

Если есть возможность, нужно практиковать, подойдя близко к океану, морю, большому озеру или реке.

Если такой возможности нет, следует медитировать на воду, которая есть рядом, или использовать воображение.

1. Йогин сосредотачивается на воде и ее качествах. Сначала он медитирует на жидкости в теле, такие как:

~ кровь,

~ слезы,

~ слюна,

~ лимфа,

~ семя,

~ моча,

представляя, что жидкости его тела нераздельны с внешней водой, которая течет на земле, с реками, ручьями, озерами, морями и океанами.

2. Затем йогин настраивается на символы воды — белый цвет элемента и божество Нараяну, управляющего водой и дающего долгую жизнь.

3. Затем йогин представляет, что он сидит или лежит на поверхности чистой воды. Все пространство вокруг него до самого горизонта

сплошь одна вода. Йогин видит себя находящимся в воде, как цветок лотоса, который растет в водоеме. Чистая поверхность воды иногда покрывается рябью, и она мягко несет йогина по безбрежному пространству водной глади вселенского океана.

4. Постепенно ум йогина, его тело полностью растворяются во вселенской воде, он входит в безмятежность, блаженство, умиротворение, приятие, тишину, уединенность.

Изменено пользователем Сатья Теджаси
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 лет спустя...

вчера послушала интересный вебинар, который имеет очень прикладной характер к данной теме, может кому ещё будет интересно послушать, тем более, что к этому видео есть также и его запись в виде печатного текста со всеми картинками, используемыми в этой беседе, печатный текст см. по этой ссылке

:clover:  1. Пять элементов - тайная основа физического тела

этот вебинар посвящён взаимосвязи пяти элементов и физического здоровья человека, как равновесие пяти элементов влияет на него, очень интересны многие нюансы
а во вступлении речь идёт о пяти элементах в различных традициях и школах философской мысли

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

===============
сегодня выложили следующую часть этого цикла вебинаров, но её ещё не смотрела:

:clover:  2. Пять элементов - тайная основа успешной жизни

 

2 минуты назад, marianna сказал:

Пять элементов - тайная основа успешной жизни

вообще само по себе такое сочетание понятий уже говорит о многом  :innocent:   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и последняя часть вебинара на тему пяти элементов:

:clover:  3. Пять элементов - тайная основа духовного прогресса.

очень интересно послушать
можно более глубоко осознать, что, как и почему происходит в твоей собственной духовной практике, и почему что-то не получается или получается не так

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
×
  • Создать...