Полнолуние Будды или Будда Пурнима, известное также как День Будды, Праздник Весак и Будда Джаянти, является очень популярным фестивалем в Индии. Этот день отмечается индуистами и буддистами во всем мире во время апрельско-майского полнолуния, когда Солнце находится в знаке Тельца.
Этот день считается не только днём рождения Господа Будды на Земле, но также и днём, когда он достиг Просветления, а также днём, когда Он покинул Свою физическую оболочку. В Индии Господь Будда считается восьмым перевоплощением Господа Вишну, поэтому этот день отмечается с большим вдохновением и энтузиазмом.
Господь Будда родился в Непале, в местечке под названием Лумбини, и достиг состояния нирваны (Просветления) в Кушинагаре, в Индии. Поэтому фестиваль имеет особое значение именно в Непале и Индии, но кроме этих двух стран его празднуют в Японии, Камбодже, Индонезии, Китае, Малайзии, Корее, Австралии, Канаде, США и Филиппинах.
Кроме того в декабре 1999 года на 54-й сессии Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке была принята резолюция о Международном признании праздника Весак:
Из Википедии:По просьбе 34 стран-членов ООН на проходившей в Нью-Йорке 13 декабря 1999 года 54-й сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция «Международное признание дня Весак в Центральных Учреждениях Организации Объединенных Наций и в других её отделениях». Резолюция была поддержана многими азиатскими буддийскими странами, а также другими странами, включая Россию и США. Во многих странах, поддержавших резолюцию, большинство населения исповедует другую веру.
*** Ниже некоторые выдержки из выступлений Бхагавана Шри Сатья Саи о Будде, его жизни и учении:
Будда посещал многих благородных людей, изучал священные тексты и совершал различные садханы. Позже он осознал, что все они относятся к правритти (внешнему пути). В конце концов он понял, что счастье лежит в верном использовании пяти чувств. Он прекратил читать священные тексты, посещать благородных людей и оставил все духовные практики. Он понял, что какие бы садханы он не выполнял с помощью этого временного тела, он получит только мимолётное счастье. Только практики, совершаемые с чистыми и неизменными чувствами, приведут вас к истине и вечному блаженству.. Когда Будда начал заниматься контролем чувств, он испытал безграничное блаженство, которое не смог вместить. ...
(из беседы Бхагавана в день Гуру Пурнима, 5 июля 2001)
☘️☘️☘️Чистота - это путь к освобождению
Может ли человек, не осведомленный о своей человечности, осознать Божественность внутри себя? Нет. Следовательно, первым делом для каждого устремлённого является осознание им своей человеческой сущности. Основываясь на этой истине, Будда заявил, что (1)каждый должен вначале взрастить самьяг-дришти (чистое видение). Лишь когда человек имеет чистое видение, он может избавиться от загрязнений в теле, речи и уме. Это – та чистота, которая может защитить человека от вторжения загрязнений через глаза и уши. Следовательно, первым требованием для каждого человека является самьяг-дришти. (2)Второе необходимое качество – самьяг-санкальпам (чистые помыслы). У каждого должны быть чистые помыслы. Только тот, кто развил чистоту видения, может иметь чистоту в мыслях. (3)Третье требование для каждого человека, наряду с чистотой в видении и помыслах, – чистота в делах (самьяг-карма). Каждый должен совершать чистые действия. Через чистые дела человек способен осознать свою человеческую сущность. Человек не просто воплощенное существо. Своей способностью развития хорошего видения, поддержания хороших мыслей и выполнения хороших дел, он имеет силу для преобразования человечности в Божественность. (4) Четвертое требование для человека – самьяг-шрути (слушание священных слов). Когда кто-то слушает несвященные слова, он может иметь только несвященные мысли. (5) Пятое качество, предписанное Буддой – самьяг-дживанам (жить чистой жизнью). Что это значит? Это означает вести жизнь, непривязанную к мирским устремлениям. В действительности "жить" означает делать собственную жизнь значимой через совершенные поступки. Жизнь человека должна направляться идеалами в действии. Затем Будда утверждает, что (6)каждому необходимо стремиться к самьяг-садханам (стремление к наивысшему благу). Садхана означает устранение злых тенденций в человеке и приобретении хороших и священных качеств. Истинная садхана – уничтожение всего зла в человеке. Изучение священных текстов, медитация и покаяние не составляют всю садхану (духовную практику). Подлинная садхана это удаление всех загрязнений ума.
После выполнения всего перечисленного выше наступает то, что Будда называет самьяг-самадхи или нирвана (чистое осознавание (реализация) или освобождение). Что означает "самадхи"? Это означает относиться к удовольствиям и боли, приобретениям и потерям одинаково. "Сама-дхи" значит равная расположенность ума. Рассматривать свет и тьму, удовольствие и боль, прибыль и потерю, известность и отверженность с равным состоянием ума, это и есть "самадхи". Будда называл эту равную расположенность ума "нирваной".
☘️☘️☘️"Ахимса парамодхарма" - Непричинение вреда это высшая дхарма
Из-за того что Будда не интересовался изучением Вед или исполнением яг и яджн, его прозвали атеистом. Это совершенно неправильно. Будда был человеком с чистым сердцем. Когда он родился, известный астролог предсказал, что он будет или великим царем, или великим отшельником (отреченным). Зная это, отец Будды, Суддходхана, устроил все таким образом, чтобы не допустить того, чтобы его сын видел какие-либо неприятные события этого мира. С детства Будда не мог переносить вида чьей-либо боли. Он очень расстраивался, видя как старшие плохо обращаются с младшими, как люди власти изнуряют народ, наблюдая как большая рыба проглатывает меньших. Он понял, что это неправильно, когда кто-либо причиняет вред другим. После этого он заявил: "Ахимса парамодхарма" (Непричинение вреда это высшая дхарма). Никто не должен причинять вреда другим; ни речью, ни действием, ни каким-либо другим способом. Согласно Будде истинная праведность (дхарма) состоит в воздержании от нанесения вреда любому существу мыслью, словом или делом. Истина – это Бог. Будда учил, что люди должны твердо придерживаться истины и поддерживать ее. Среди поучений Будды главными были: сатья (истина) и дхарма (праведность). Эти два утверждения являются поучениями Вед: "Говорите правду (сатьям вада), практикуйте праведность (дхармам чара)".
Имя, данное Будде во время рождения было "Сарварта-сиддха". Его отец, Суддходхана, женил своего сына на Ясодхаре, дочери своего зятя, Суддабуддхи. Он предчувствовал, что его сын может стать отшельником и отвернуться от мира, если будет предоставлен самому себе. Но Будда не ощущал, что жизнь в браке является для него надлежащей вещью. Он чувствовал, что он связан различными привязанностями мирской жизни. Друзья и родственники были причиной этой неволи. Различные человеческие отношения – причина страданий в мире. Поэтому он заявил: "Всё есть страдание (сарвам духкхам духкхам)". А также: "Всё мимолетно (сарвам кшаникам кшаникам). Всё преходяще (сарвам насьям насьям)".
Будда чувствовал, что ничто не является истинно вечным. Родители подвергают своих детей различным видам обязательств и делают их жизнь несчастной. Как только дети достигают определенного возраста, родители сильно начинают желать, чтобы у их детей появилась своя семья. Они не знают, какое счастье может быть получено от жизни в браке. Какое счастье они сами получили от собственной брачной жизни – физически, умственно или как-то ещё? Ни один человек, даже интеллектуально развитый, не думает об этом вопросе. Даже выдающиеся ученые не пытаются проверить, есть ли смысл в стремлении к чувственным удовольствиям вместо поиска того, что находится за пределами чувств. Будда чувствовал себя очень несчастным из-за того, что его родители oбъединились с другими, чтобы связать его узами брачной жизни. И однажды в полночь Будда, никому не сказав, покинул дворец, оставив свою жену и своего маленького сына Рахула.
Он отказался от всего из-за убеждения: не существует ни матери ни отца, нет ни родственников ни друзей, нет ни дома ни богатства. Разбуди себя сам! Он решил выяснить то, что находится за пределами всех мирских отношений и удовольствий. Будда спросил себя: "Что такое эта жизнь? Рождение это страдание. Старость – страдание. Жена – причина печали. Страдание также и в конце жизни. Следовательно, будь бдителен и пробудись".
Счастье не найти ни в одной вещи мира. Всё мимолётно, быстротечно. Человек тратит впустую свою жизнь в стремлении к мелким мимолетным удовольствиям. Нирвана – единственная истина. Это чувство единения со всей жизнью. "Нирвана" означает развернуть ум по направлению к тому, что является неизменным.
... Мать Будды Майа Деви скончалась на седьмой день после его рождения. Вторая жена его отца, Суддходханы, - Гаутами, воспитала ребенка. Из-за того, что он был воспитан Гаутами, он был назван Гаутама Будда. В возрасте 28 лет он отказался от всего и стал самоотреченным. Каково значение этого шага? Будда заявил: "Сангхам щаранам гаджами". "Руки в обществе, голова в лесу". Он отказался от всего, чтобы размышлять об обеспечении благополучия общества.
Он заявил: "Дхармам щаранам гаджами". Что такое эта дхарма? "Ахимса парамодхармаха". Дхарма означает непричинение вреда никому.
Основывая свое учение на этих двух заявлениях, Будда пошел проповедовать свое послание. Послание Будды распространилось во многих странах, таких как Тибет, Китай, Цейлон (Шри-Ланка), Бирма (Мьянма), Таиланд и Япония. С течением времени произошел раскол, который привел к упадку буддизма.
Акцент Будды был целиком на чистоте в каждом аспекте ежедневной жизни. Чистота в видении, чистота в мысли, чистота в речи и чистота в действии. Он рассматривал дух жертвенности как истинную яджну. Жертвенность означает достижение нирваны (свободы от зависимости мирского существования). Будда был полностью против того, чтобы кого-то принуждали вести мирскую жизнь против его воли.